Что такое дискуссия и как научиться в ней участвовать?

В статье расскажем, как школьникам научиться слушать, задавать правильные вопросы и грамотно выражать свою точку зрения.

Чем полезны обсуждения?

Способствуют более глубокому пониманию предмета или изучаемой темы

Попробуйте проговорить вслух или порассуждать о прочитанном и вы увидите, насколько лучше вы поняли и осмыслили материал.

Позволяют делиться идеями и обмениваться полезной информацией, помогают расширить кругозор

Обсуждая вопрос с коллегами, вы получаете возможность посмотреть на проблему с разных сторон, а также можете узнать много нового.

Учат мыслить критически

Слушая выступления ваших коллег, вы учитесь анализировать сказанное и определять для себя позиции, с которыми вы не согласны.

Развивают устную речь

Наша речь нуждается в тренировке — как и наши мышцы. Чем больше вы говорите, тем грамотнее и чище становится ваша речь.

Повышают уверенность в себе при публичных выступлениях

Лучший способ победить страх — встретиться с ним лицом к лицу. Каждый раз преодолевая свое волнение, вы сможете развить навыки публичных выступлений и избавиться от неуверенности.

Могут изменить вашу точку зрения

Да, и такое бывает довольно часто. В процессе обсуждения и споров ваши оппоненты могут быть настолько убедительны в своей аргументации, что ваше мнение может измениться.

Помогают группе людей принять единое решение или прийти к общему заключению

Помните утверждение, что в споре рождается истина?

Развиваем навык ведения дискуссии

Если вам сложно выступать на семинарах или задавать вопросы на публике, вот несколько советов.

Наблюдайте. Посещайте как можно больше семинаров и наблюдайте за тем, как ведут себя другие участники дискуссий.

  • Как вступают в обсуждение?
  • Как задают вопросы?
  • Как выражают своё согласие или несогласие с темой обсуждения?
  • Какие специальные фразы участники используют, чтобы быть вежливыми, даже выражая несогласие?
  • Как они дают понять, что хотят задать вопрос или высказаться?

Научитесь слушать. Слушание — ключевой навык и обязательный элемент любой дискуссии. Правильно слушать — значит не просто слышать, что говорят другие. Правильно слушать — значит понимать и обдумывать все, что было сказано.

Сохраняйте вовлеченность.

  • Не позволяйте себе витать в облаках.
  • Определите для себя главные цели и предметы обсуждения.
  • Оценивайте все, что слышите. Анализируйте, как это соотносится с темой обсуждения, вашим личным мнением и знаниями, полученными ранее.

Будьте открыты к новым взглядам и точкам зрения.

  • Попробуйте мысленно перефразировать то, что говорит собеседник. Это поможет лучше понять смысл сказанного.
  • Делайте заметки, записывайте возникающие вопросы, чтобы иметь возможность обдумать и проанализировать все услышанное после занятия.

Подготовьтесь. Согласитесь, трудно участвовать в обсуждении, если вы не до конца понимаете, о чем идет речь. Посещайте занятия, читайте всю литературу, которую вам предлагает преподаватель, делайте записи, изучайте дополнительные материалы. Если вам тяжело дается предмет или вы не совсем понимаете тему дискуссии, не чувствуете себя уверенно или сомневаетесь в своих знаниях — обратитесь к преподавателю до или после занятия. Вместе вы сможете придумать выход из ситуации. Озвучить проблему — значит сделать первый шаг к её решению!

Практика, практика и еще раз практика. Практикуйтесь в обсуждении учебных тем не только в классе, но и за его пределами. Поговорите с кем-то из одноклассников. Вы можете задать коллегам вопросы по материалу курса, узнать их мнение о теме предстоящего занятия, а также попросить совет или поделиться своими переживаниями.

Тренируйтесь выражать собственное мнение и учитесь слушать оппонентов. Используйте как можно больше специализированной лексики и обменивайтесь информацией с коллегами. Благодаря постоянной практике вы привыкнете выражать свое мнение перед собеседниками, что поможет вам и на занятии чувствовать себя уверенно.

Если вы чувствуете, что вам все еще трудно принимать участие в дискуссиях, попробуйте ставить себе определенные цели и с каждым разом постепенно увеличивать свою вовлеченность.

Самый простой способ проявить свое участие — присоединиться к уже текущему обсуждению. Начните с малого:

  • Выскажите согласие с тем, что уже было сказано кем-то из участников.
  • Попросите кого-либо объяснить озвученную точку зрения. Например, вы можете попросить участника привести примеры или рассказать подробнее о его взгляде на проблему.
  • Подготовьте вопросы заранее. Помните — хорошая подготовка помогает вам чувствовать себя увереннее.
  • Так небольшими шагами вы придете к тому, что сможете.
  • Отвечать на вопросы, которые ведущий задает всей группе.
  • Приводить свои примеры на тему обсуждения.
  • Высказывать несогласие с каким-либо утверждением и аргументировать свою позицию.
Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1Ковалева Галина Сергеевна
Пособие предназначено для формирования и оценки глобальных компетенций, которые являются частью функциональной грамотности и изучаются в международном сравнительном исследовании PISA. Чем полезно пособие?

  • объяснит, что такое «глобальные компетенции»;
  • поможет критически рассматривать проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • научит понимать и оценивать различные точки зрения и системы взглядов.

Участие в споре: как правильно высказывать свое мнение и эффективно аргументировать

«Спорить» в контексте научной дискуссии означает продвигать свою точку зрения путем высказывания аргументов, подкрепленных доказательствами. Научный спор нацелен на убеждение оппонентов при помощи рациональных и критических суждений.

Как проходят научные споры?

«Спор» в привычном нам понимании имеет негативную окраску — обычно это конфликт или столкновение агрессивно настроенных соперников, где один пытается «победить» другого. В научных кругах, в том числе, например, в университете, спор в подобном смысле, конечно, неприемлем. Цель научного спора — глубоко изучить вопрос, предположение или область научных знаний и прийти к общему обоснованному пониманию. В этом случае не так уж важно, кто «победит» — главное, чтобы само качество дискуссии было на высшем уровне. Это как раз тот спор, в котором рождается истина. Когда вы вступаете в научную дискуссию, вы расширяете свою картину мира и обмениваетесь собственными знаниями с другими людьми, а еще продвигаете свои идеи и учитесь мыслить критически.

Управление дискуссией

Если вы решились взять на себя роль ведущего, помните, что вам нужно:

  • Кратко представить себя и саму тему обсуждения, а также сформулировать основные цели.
  • Задавать вопросы, чтобы поддерживать обсуждение и сохранять вовлеченность участников.
  • Следить за тем, чтобы никто из участников не доминировал в дискуссии. Приглашайте других высказаться и благодарите их за участие.
  • Следить, чтобы все говорили по одному, не перебивая друг друга и не начиная параллельное обсуждение, пока не выскажется предыдущий выступающий. Постарайтесь выделить примерно одинаковое время на выступление каждого участника.
  • Контролировать, чтобы обсуждение не уходило от темы.
  • Подвести итог дискуссии.
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Теги:Внеурочная деятельность,Функциональная грамотность

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль