Что такое «Национальный корпус русского языка» и чем он полезен?

Как отследить историю выражений, сравнить частоту употребления синонимов? Разобраться в этом поможет сервис «Национальный корпус русского языка».

«Национальный корпус русского языка»: что это такое и как использовать его в школе?

Национальный корпус русского языка — это интернет-сервис, в котором собраны художественные (6 308) и нехудожественные (70 574) тексты: от древнерусских посланий с берестяных грамот до современных инструкций к бытовым приборам. Именно здесь можно подобрать емкие примеры и интересные материалы для новых заданий. В чем отличие от Google или Yandex? Все слова в базе имеют лингвистическую разметку: род, падеж, лицо, залог и так далее. За счет этого поиск можно проводить по множеству характеристик.

Изначально сайт для того и задумывался. Функции позволяют отыскать конкретные словосочетания и их вариации, контексты. Доступен даже поиск по произведениям классиков. Например, всего за минуту-две можно собрать все стихи, в которых А.С. Пушкин обращался к школе в том или ином значении. Для этого заходим в поэтический раздел, выбираем автора, переходим к странице поиска, задаем слово «школа», а в грамматических признаках выделяем все падежи, единственное число и множественное число. Получаем: «...Наших деток в шумной школе / Раздавались голоса...», «...Вот время: добрые ленивцы, / Эпикурейцы-мудрецы, / Вы, равнодушные счастливцы, / Вы, школы Левшина птенцы,...» и другие.

Пользователям предложен также «Частотный словарь», учитывающий значения коэффициента D (А. Жуйана) — он полезен при проверке эссе, научных работ. Есть ссылки на параллельные проекты на английском, французском, китайском, эстонском, бурятском и других языках.

НКРЯ экономит время учителя и помогает решать на уроках самые разные задачи. Хотите поработать с паронимами? Найдите отрывки с заданными словами и вставьте их в учебные материалы, сделав пропуск на месте паронимов. «Руководитель департамента ____________ (представил) возможности и перспективы» / «Музей ___________ (предоставил) помещение для церемонии» / Сегодня управляющий должен ____________ (представить) список дворовых.

Здесь же можно подобрать варианты употребления архаизмов, пополнить пассивный словарный запас («Отрадно видеть ваши очи», «Брадобрей обрадовался, что солдаты могут бриться сами»). Или — наоборот — проанализировать свежие выражения.

Занимательные исследования

«Клево»

Ruscorpora.ru радует увлекательным наглядным материалом не только учителей русского, но и других преподавателей. Возьмем слово «клево» и посмотрим частому его употребления с 1800 по 2010 годы. Для этого на сайте есть раздел «Графики». Получаем следующий результат:

Мы наблюдаем всплеск интереса во второй половине позапрошлого века! Откуда он взялся и как он связан с настоящим? Вопрос к истории. Дело в том, что в то время большое распространение имела профессия офеней. Коробейники считали себя закрытым обществом и даже сформировали собственный, мало кому понятный язык.

Переведем несколько известных пословиц — как они звучали у офеней:

  • Кто не работает — тот не ест. — Кчон не мастырит, тот не бряет.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда. — Без мастыры не подъюхлишь и псалугу из дрябана.

  • Прошел огонь, воду и медные трубы. — Прохлил дрябу, дулик и фильные фошницы.

  • Ни кола, ни двора. — Ни брута, ни рыма.

  • Муж и жена — одна сатана. — Муслень и елтона — ионый кульмас.

Позже часть слов перекочевала в криминальный жаргон, а следом — в молодежный сленг («по приколу», «отмазать», «не канает» и др.).

Русский язык. Теория. 5 — 9 кл. Учебник Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
Данный учебник — неотъемлемая часть учебного комплекта по русскому языку для 5–9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Книга является центральным компонентом комплекта. В ней содержится систематически изложенный полный объём сведений по русскому языку, которые должен усвоить ученик на протяжении всех лет обучения в школе. Каждое правило, объяснение сопровождается выразительными примерами, текстами, таблицами, помогающими осмыслить, понять сущность теоретических положений. Учебник выполняет и справочную функцию. Он необходим при повторении пройденного материала, при выполнении письменных работ в классе и дома, при подготовке к экзаменам.

«Превед медвед»

Сегодня много говорится о развитии нашего языка, об изменении его норм в соответствии с социальными запросами. Быстрый анализ позволяет доказать, что далеко не все модные выражения относятся к логичному развитию стиля и способны пройти испытание временем. Возьмем популярный еще недавно «падонкаффский» («олбанский») язык и отследим частоту употребления фразы: «Превед медвед» (с 1800 по 2019 гг).

График показывает резкий подъем интереса в 2006 году и такой же резкий спад в 2014-м. «Превед медвед» и другие «падонкаффские» выражения («Аффтар жжот», «Эта пять» и т.д.) показали свою несостоятельность, хотя и были широко распространены в определенный период. Конечно, в силу нарочито-неправильного написания они навряд ли вошли бы в официальные словари, но история их популярности очень показательна.

Методические советы:

Идеи заданий

  1. Ответьте на вопрос: меняли ли свою родовую принадлежность слова путь, степень, ступень, ставень? Если да, когда это произошло?

  2. Проверьте, в каких контекстах можно употребить: ротозей, гоготать, обмишуриться.

  3. Выберите по 20 оценочных прилагательных с положительной и отрицательной коннотацией.

  4. Отследите, когда появилось понятие фиолетовый и когда — сиреневый в значении цвета.

  5. Докажите, что «талантливый» и «даровитый» не всегда являются синонимами.

  6. Проверьте гипотезу: когда глагол согласуется с количественной группой («три спортсмена», «много девочек», «сколько-нибудь ручек»), то выбирается форма множественного числа, если существительное в количественной группе — одушевленное (пришли два школьника), и форма среднего рода единственного числа, если — неодушевленное (упало несколько книг).

  7. Дайте запрос: «белый + существительное». Разграничьте свободные словосочетания и фразеологизмы.

  8. С помощью сервиса Advego проведите лемматизацию трех текстов. Определите частоты встречаемости слов с использованием частотного словаря, сделайте вывод об авторстве путем сравнения.

Современный лингвист Нина Добрушина отмечает, что во многих учебниках по предмету «Русский язык» большинство упражнений содержат примеры из XIX века, 30% текстов относится к литературе 20-го века, остальное сконструировано автором. Но школьнику важно изучить нынешний стиль письменной речи. Сервис НКРЯ помогает найти золотую середину между неактуальной классикой и языком социальных сетей.

photo
Шаповалов Михаил Иванович

Доцент Московского педагогического государственного университета (МПГУ), кандидат технических наук, доктор инженерных наук (ФРГ)

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Основное общее образование,Русский язык,Цифровые инновации,Цифровые инновации в образовании,Цифровые сервисы

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль