
Семёнова Екатерина
Филолог, блогер, пишущий редактор
С каждым годом становится популярнее модульная форма обучения. Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем плюсы и минусы модульной формы обучения
Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.
Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.
Модуль в современном российском образовании является:
частью образовательной программы;
фундаментом для формирования новых учебных программ;
основой для модернизации курсов повышения квалификации.
Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.
Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:
практические и лабораторные работы;
лекции;
семинары;
самостоятельная работа;
консультации, экзамены и квалификационная работа.
Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.
Среди учебных элементов различают:
введение,
учебные цели,
базовые проблемы элемента (кейсы),
текстовая информация,
упражнения,
заключения,
библиографический список,
словарь терминов.
Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.
Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.
Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.
В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:
зачет;
устный опрос;
тестирование;
модульный контроль;
итоговый контроль.
Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:
«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);
«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);
«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);
«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);
«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).
А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.
Преимущества модульной формы обучения:
неоспоримая эффективность;
индивидуализация обучения;
формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;
адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;
равномерное распределение учебной нагрузки;
оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);
сокращённые сроки обучения;
возможность удалённого обучения.
Отрицательные стороны модульного обучения:
высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;
возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;
временное ограничение для выполнения заданий;
временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;
адаптация к новой форме обучения;
отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).
Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.
Филолог, блогер, пишущий редактор
Понравился материал? Расскажите другим