
Ирина Ускова
Начальник отдела научных исследований АО «Издательство «Просвещение», канд. пед. наук
Рассказываем про удобный сервис с межпредметной средой для учителей физики, химии и биологии.
Сегодня в школе учебные предметы изучаются отдельно друг от друга. У каждого предмета есть своя рабочая программа, свой урок в школьном расписании и свой учитель. Порой школьники даже не задумываются, что задачи одного учебного предмета можно решить средствами других, а вместе они призваны научить жить в интересном и быстро развивающемся мире.
Особенно это касается предметов естественно-научного цикла — химии, физики, биологии. Цель этих предметов — не столько усвоение обучающимися комплекса знаний, умений и навыков, сколько формирование естественно-научной картины мира, позволяющей понять законы и принципы жизни человека в окружающем его мире.
Почему сегодня особенно важна интеграция знаний предметов естественно-научного цикла в школе?
Государство сегодня ставит важную задачу — обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации. И школа не может остаться в стороне от её решения. Ведь от того, как будет выстроен процесс обучения сегодня, будет зависеть наше завтра. Поэтому сейчас очень важно привлечь детей к изучению химии, физики, биологии и создать такие условия, при которых изучать эти предметы стало бы интересно.
Размышляя, как мотивировать детей к изучению предметов естественно-научного цикла, мы редко задумываемся, что важнейшие научные открытия часто происходят на стыке наук. Например, российским физикам Г. Флёрову и Ю. Оганесяну удалось синтезировать шесть сверхтяжёлых элементов и дополнить ими Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева. Е. Кунин стал одним из первых исследователей, открывших механизм противовирусной защиты бактерий, выполнив своё исследование по биологии на основе знаний в области химии и математики. Российские ученые в 2020 году разработали вакцину против коронавируса, выполнив исследование на стыке наук — химии, биологии и математики. И таких примеров немало.
Необходимо ли говорить с детьми о таких связях в рамках школьного обучения? — несомненно!
Поддерживает ли идею укрепления межпредметных связей федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)?
Формирование у школьников межпредметных связей — одно из требований государства к современному процессу обучения. В рамках достижения метапредметных результатов обучения по ФГОС предполагается освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, развитие способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, овладение навыками работы с информацией, представленной в разных видах.
В рамках изучения учебных предметов естественно-научного цикла реализация межпредметных связей вполне реальна.
Во-первых, эти науки используют единый терминологический аппарат. Например, такие понятия как вещество, энергия, явление, процесс, эксперимент, модель, клетка, бактерия, атом рассматриваются как на уроках физики, так и на уроках химии и биологии. Особо стоит отметить понятие среда, объединяющее знания из более 10 наук.
Во-вторых, в рамках изучения этих предметов рассматриваются, по сути, одни и те же явления действительности. Человек и окружающий его мир изучаются с разных сторон. Так, совершенно естественно изучать систему кровообращения человека на уроках биологии, привлекая знания по химии о составе крови и физики — о скорости кровообращения и работе сердца.
В-третьих, межпредметные связи могут не ограничиваться только предметами естественно-научного цикла. Интересная работа может получиться по определению самими школьниками связей этих предметов с другими науками, например, с информатикой, трудом (технологией), историей и другими. И тогда можно будет говорить не только о формировании естественно-научной картины мира, но и о мировоззрении современного школьника.
Как может помочь в этой работе Цифровой помощник для учителя?
Межпредметные связи у школьников начинают формироваться ещё в начальной школе. На уроках окружающего мира детям рассказывают о природных процессах и жизни человека. Позднее эти знания будут разделяться на сугубо предметные: с 5 класса начнётся изучение биологии, позже — физики и химии. Именно в этот момент может появиться проблема — ослабление связей между темами при изучении одного и того же явления.
Эту проблему призван решить разработанный АО «Издательство «Просвещение» сервис Цифровой помощник для учителя. Основная его задача — поддержать устойчивый интерес школьников к изучению предметов естественно-научного цикла на основе представления научной информации с помощью современных компьютерных технологий, показать межпредметные связи этих учебных предметов, расширить материал учебника. И в этом смысле у сервиса нет аналогов.
Какие возможности есть у Цифрового помощника для реализации межпредметных связей?
Межпредметные связи реализуются в Цифровом помощнике практически во всех материалах.
1. Межпредметный словарь
Уникальным можно назвать впервые созданный межпредметный словарь терминов, которые употребляются в трёх разных науках.
Посмотрим, как они подобраны.
Для одного и того же термина даётся определение из разных учебников. Именно на этом материале учитель может выстроить работу по формированию межпредметных связей на основе сравнения определений по выделенному основанию, анализу сходств и различий, выделению главной и второстепенной информации, формулированию собственного определения для решения учебной задачи. Таким образом решается и проблема формирования метапредметных результатов обучения, которые непосредственно связаны с владением терминологией и умением определять лексическое значение неизвестного слова.
2. Межпредметные задания
Цифровой помощник содержит межпредметные задания. Для их выполнения необходимо применить знания из трёх наук: химии, физики и биологии. Приведём пример самого простого задания по биологии.
Для его выполнения можно воспользоваться межпредметным словарём, а также попробовать выполнить самостоятельно. Задания дифференцированы по уровню сложности и их достаточно для организации урока.
3. Методические рекомендации.
Несомненно, работа с такими заданиями должна сопровождаться и корректироваться учителем. Поэтому в Цифровом помощнике в качестве непосредственной помощи педагогу созданы методические рекомендации, в которых представлен не просто план урока, но и разбор каждого задания, даны рекомендации по особенностям работы с ним на уроке. Также даны рекомендации по организации учителем выполнения школьниками метапредметных заданий, включая пояснения работы с Цифровым помощником.
От масштабной идеи — к масштабным результатам: как их достичь?
На современном уроке используется системно-деятельностный подход, направленный на развитие мотивации школьников и связь знаний с жизнью. Цифровой помощник поддерживает эту идею и даёт возможность учителю самореализоваться, воплотить в жизнь собственные творческие идеи. Только при условии, что сервис помогает педагогу и детям, он может поддержать на пути к высоким образовательным результатам.
Идея реализации межпредметных связей сейчас очень востребована. Эта тема может объединить и само учительское сообщество, и и педагогов вместе с учениками. Реализация идеи демонстрации межпредметных связей поможет объединиться вокруг ее решения, сделать уроки, которые всегда преподавались обособленно, ближе друг к другу, интереснее, а детям поможет выполнить проекты, которые запомнятся им надолго.
Учителя, участвовавшие в апробации Цифрового помощника, написали отзывы о нём. Что им понравилось больше всего: простота в использовании всех материалов, интересный подбор слов в словарике, уникальность межпредметных заданий и, конечно, визуальная поддержка материалов учебника!
Познакомьтесь с их отзывами:
Смотрите полный видеообзор на странице сервиса, чтобы узнать больше подробностей.
Начальник отдела научных исследований АО «Издательство «Просвещение», канд. пед. наук
Понравился материал? Расскажите другим