Как Цифровой помощник учителя создаёт возможности для межпредметного взаимодействия

Рассказываем про удобный сервис с межпредметной средой для учителей физики, химии и биологии.

Сегодня в школе учебные предметы изучаются отдельно друг от друга. У каждого предмета есть своя рабочая программа, свой урок в школьном расписании и свой учитель. Порой школьники даже не задумываются, что задачи одного учебного предмета можно решить средствами других, а вместе они призваны научить жить в интересном и быстро развивающемся мире.

Особенно это касается предметов естественно-научного цикла — химии, физики, биологии. Цель этих предметов — не столько усвоение обучающимися комплекса знаний, умений и навыков, сколько формирование естественно-научной картины мира, позволяющей понять законы и принципы жизни человека в окружающем его мире.

Почему сегодня особенно важна интеграция знаний предметов естественно-научного цикла в школе?

Государство сегодня ставит важную задачу — обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации. И школа не может остаться в стороне от её решения. Ведь от того, как будет выстроен процесс обучения сегодня, будет зависеть наше завтра. Поэтому сейчас очень важно привлечь детей к изучению химии, физики, биологии и создать такие условия, при которых изучать эти предметы стало бы интересно.

Размышляя, как мотивировать детей к изучению предметов естественно-научного цикла, мы редко задумываемся, что важнейшие научные открытия часто происходят на стыке наук. Например, российским физикам Г. Флёрову и Ю. Оганесяну удалось синтезировать шесть сверхтяжёлых элементов и дополнить ими Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева. Е. Кунин стал одним из первых исследователей, открывших механизм противовирусной защиты бактерий, выполнив своё исследование по биологии на основе знаний в области химии и математики. Российские ученые в 2020 году разработали вакцину против коронавируса, выполнив исследование на стыке наук — химии, биологии и математики. И таких примеров немало.

Необходимо ли говорить с детьми о таких связях в рамках школьного обучения? — несомненно!

Поддерживает ли идею укрепления межпредметных связей федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)?

Формирование у школьников межпредметных связей — одно из требований государства к современному процессу обучения. В рамках достижения метапредметных результатов обучения по ФГОС предполагается освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, развитие способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, овладение навыками работы с информацией, представленной в разных видах.

В рамках изучения учебных предметов естественно-научного цикла реализация межпредметных связей вполне реальна.

Во-первых, эти науки используют единый терминологический аппарат. Например, такие понятия как вещество, энергия, явление, процесс, эксперимент, модель, клетка, бактерия, атом рассматриваются как на уроках физики, так и на уроках химии и биологии. Особо стоит отметить понятие среда, объединяющее знания из более 10 наук.

Во-вторых, в рамках изучения этих предметов рассматриваются, по сути, одни и те же явления действительности. Человек и окружающий его мир изучаются с разных сторон. Так, совершенно естественно изучать систему кровообращения человека на уроках биологии, привлекая знания по химии о составе крови и физики — о скорости кровообращения и работе сердца.

В-третьих, межпредметные связи могут не ограничиваться только предметами естественно-научного цикла. Интересная работа может получиться по определению самими школьниками связей этих предметов с другими науками, например, с информатикой, трудом (технологией), историей и другими. И тогда можно будет говорить не только о формировании естественно-научной картины мира, но и о мировоззрении современного школьника.

Как может помочь в этой работе Цифровой помощник для учителя?

Межпредметные связи у школьников начинают формироваться ещё в начальной школе. На уроках окружающего мира детям рассказывают о природных процессах и жизни человека. Позднее эти знания будут разделяться на сугубо предметные: с 5 класса начнётся изучение биологии, позже — физики и химии. Именно в этот момент может появиться проблема — ослабление связей между темами при изучении одного и того же явления.

Эту проблему призван решить разработанный АО «Издательство «Просвещение» сервис Цифровой помощник для учителя. Основная его задача — поддержать устойчивый интерес школьников к изучению предметов естественно-научного цикла на основе представления научной информации с помощью современных компьютерных технологий, показать межпредметные связи этих учебных предметов, расширить материал учебника. И в этом смысле у сервиса нет аналогов.

Какие возможности есть у Цифрового помощника для реализации межпредметных связей?

Межпредметные связи реализуются в Цифровом помощнике практически во всех материалах.

1. Межпредметный словарь

Уникальным можно назвать впервые созданный межпредметный словарь терминов, которые употребляются в трёх разных науках.

Посмотрим, как они подобраны.

Для одного и того же термина даётся определение из разных учебников. Именно на этом материале учитель может выстроить работу по формированию межпредметных связей на основе сравнения определений по выделенному основанию, анализу сходств и различий, выделению главной и второстепенной информации, формулированию собственного определения для решения учебной задачи. Таким образом решается и проблема формирования метапредметных результатов обучения, которые непосредственно связаны с владением терминологией и умением определять лексическое значение неизвестного слова.

2. Межпредметные задания

Цифровой помощник содержит межпредметные задания. Для их выполнения необходимо применить знания из трёх наук: химии, физики и биологии. Приведём пример самого простого задания по биологии.

Для его выполнения можно воспользоваться межпредметным словарём, а также попробовать выполнить самостоятельно. Задания дифференцированы по уровню сложности и их достаточно для организации урока.

3. Методические рекомендации.

Несомненно, работа с такими заданиями должна сопровождаться и корректироваться учителем. Поэтому в Цифровом помощнике в качестве непосредственной помощи педагогу созданы методические рекомендации, в которых представлен не просто план урока, но и разбор каждого задания, даны рекомендации по особенностям работы с ним на уроке. Также даны рекомендации по организации учителем выполнения школьниками метапредметных заданий, включая пояснения работы с Цифровым помощником.

От масштабной идеи — к масштабным результатам: как их достичь?

На современном уроке используется системно-деятельностный подход, направленный на развитие мотивации школьников и связь знаний с жизнью. Цифровой помощник поддерживает эту идею и даёт возможность учителю самореализоваться, воплотить в жизнь собственные творческие идеи. Только при условии, что сервис помогает педагогу и детям, он может поддержать на пути к высоким образовательным результатам.

Идея реализации межпредметных связей сейчас очень востребована. Эта тема может объединить и само учительское сообщество, и и педагогов вместе с учениками. Реализация идеи демонстрации межпредметных связей поможет объединиться вокруг ее решения, сделать уроки, которые всегда преподавались обособленно, ближе друг к другу, интереснее, а детям поможет выполнить проекты, которые запомнятся им надолго.

Учителя, участвовавшие в апробации Цифрового помощника, написали отзывы о нём. Что им понравилось больше всего: простота в использовании всех материалов, интересный подбор слов в словарике, уникальность межпредметных заданий и, конечно, визуальная поддержка материалов учебника!

Познакомьтесь с их отзывами:

«Цифровой помощник даёт возможность не только наладить межпредметные связи, но и сформировать у школьника современное представление о мире и науке, базовое понимание научно-технического развития страны и всего человечества».
«Повышает интерес к уроку, экономит время, даёт возможность использовать ресурс по своему усмотрению».
«Готовые методические рекомендации к уроку, интерактивные задания разного уровня сложности, задания по функциональной грамотности, простота в выдаче домашних заданий и их проверке, что значительно экономит время».
«Инновационный продукт. Современно, удобно, ёмко!»

Смотрите полный видеообзор на странице сервиса, чтобы узнать больше подробностей.

photo
Ирина Ускова

Начальник отдела научных исследований АО «Издательство «Просвещение», канд. пед. наук

Теги:EdTech

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль