
Ольга Иванова
Педагог-психолог высшей квалификационной категории, дошкольный дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 15» г. Уфы
Как не бороться, а понимать.
Осенью у детей часто появляется тревога, специфические страхи. Внезапные слёзы, нежелание идти в школу, паника в темноте ‒ сигналы, которые посылает психика, пытаясь справиться с внутренним напряжением.
Современная психологическая практика предлагает не гасить наскоком симптомы высокого напряжения, а попытаться понять их глубинную природу. Всё потому, что страх ‒ не враг, а важнейший механизм выживания. Задача родителей ‒ помочь ребёнку не «перестать бояться», а научиться проживать эту эмоцию, понимать её истоки, находить ресурсы для её преодоления.
Прежде чем говорить о конкретных страхах, важно понять сезонный контекст, который их усиливает.
Заканчиваются бесконечные летние дни, наполненные свободой и движением. Жизнь перемещается в закрытые пространства, становится, благодаря школьной системе, более структурированной. Это сжатие пространства физического символически отражается и на психическом: мир кажется меньше, прессинг, в соответствии с законами физики, ‒ больше.
Начало учебного года ‒ сильная нагрузка на психику: новый коллектив, требования, необходимость концентрироваться, удерживать правила. Если это первый класс — нужно приспособиться к новому зданию, распорядку дня, новым людям — учителям и одноклассникам. В пятом классе появляются новые педагоги, и их становится много. Усталость от этого процесса к октябрю-ноябрю накапливается и снижает общую стрессо- и конфликтоустойчивость.
Меньше солнечного света ‒ меньше витамина D, что может влиять на эмоциональный фон. После летнего изобилия мы чувствуем нехваткe витаминов. Первые холода и простуды тоже ослабляют организм.
На этом фоне закономерно обостряются «сезонные» страхи — не отдельные проблемы, а симптомы более глубоких процессов.
Это один из самых древних страхов, который в сумерках осени только усиливается.
Даже взрослый человек может бояться не отсутствия света как такового, а неопределённости, рождаемой темнотой.
Стабильный и предсказуемый мир днём буквально исчезает в хаосе темноты, где знакомые очертания шкафа превращаются в огромных чудищ, а складка на покрывале кажется рукой монстра. Это метафора того, как ребёнок чувствует себя в новом учебном году: привычный летний «порядок» сменился новым, ещё не до конца понятным и потому пугающим.
Легитимизируйте страх
Никогда не говорите «здесь нет ничего страшного» или «перестань себя накручивать». Для ребёнка страх всегда реален. Возьмите ребёнка за руку и скажите: «Я понимаю, темнота может пугать, потому что не видно, что вокруг. Давай посмотрим вместе».
«Выдайте» инструменты для контроля
Превратите пассивное переживание в активное действие. Купите красивый ночник, чтобы ребёнок самостоятельно включал и выключал его. Обыграйте это как вручение «волшебного» фонарика, прогоняющего любых монстров«. Пусть он сам выберет и расставит в комнате «защитников» ‒ игрушки, которые будут «сторожить» его сон. Если малыш попросит помочь ему, поучаствуйте в этом — цените мгновения, когда вам еще доверяют участвовать в важном выборе.
Исследуйте территорию
Вместе при дневном свете осмотрите комнату, загляните под кровать, в шкаф. Покажите, как меняются привычные предметы в темноте. Это снимет эффект неопределенности.
История про Лисёнка «Не боюсь бояться» ‒ книга для дошкольников про то, как познакомиться с чудищами, прячущимися в тёмной комнате. Используя приёмы, описанные в книге, взрослые помогут малышу преодолеть страх темноты. Добрый рассказ про лесного зверька и его заботливую маму, живущих в норке под большой старой елью, покажет, что на самом деле происходит в тёмное время суток и как можно подготовиться к встрече со страшилищами и даже самим напугать монстров, живущих во мгле!
Нежелание идти в школу по утрам, головные боли, боли в животе ‒ симптомы могут быть маскировкой глубокой тревоги.
Ребёнок боится не школы, а неудачи, оценки, отвержения сверстниками или учителем, несоответствия своим или родительским ожиданиям. Осенью, когда учебный процесс входит в полную силу, давление достигает пика. Боязнь школы ‒ часто страх адаптации или выживания в группе.
Процесс, а не результат
Начните задавать другие вопросы. Вместо «Что получил?» — «Что сегодня было интересного?», «С кем ты играл на перемене?», «Что вызвало удивление / восторг / страх / ненависть / беспокойство?». Это покажет ребёнку, что важен он сам, а не его учебные успехи.
Анализ, а не обесценивание
Если ребёнок говорит «я боюсь контрольной», не отвечайте «да там же легко!». Спросите: «А что именно пугает? Что будет, если сделаешь ошибку? Давай подумаем, как к этому подготовиться». Так вы станете союзником в борьбе со страхом, а не ещё одним равнодушным взрослым.
Восстановление ресурса
После школы ребёнку необходимо время на «перезагрузку» ‒ свободную игру, прогулку, ничегонеделание. Не загружайте его сразу уроками и кружка́ми. Помните: школа ‒ интеллектуальный и социальный труд, после которого нужен отдых.
Добро пожаловать, или Гимназия доктора Кошмариуса
Младшеклассникам понравится история про гимнужазию, директором которой является доктор Кошмариус. Фантастическое произведение, в котором с главным героем, школьником Эриком Ловчим происходят зловещие события, но всё заканчивается хорошо. Книга покажет ребёнку, что на самом деле не всё так ужасно, как может казаться. «Побочный эффект» от прочтения — знание способов, которыми Эрик развивал в себе смелость и решительность.
Страх кажется иррациональным, но у него есть совершенно конкретные психологические корни.
Монстры, привидения, бандиты... Все эти фантазии — лишь персонификация внутреннего напряжения, с которым ребёнок не может справиться.
Что это может быть?
Накопившаяся агрессия или обида, которую он не может выразить (например, после конфликта с одноклассником).
Чувство вины за какой-то проступок (получил двойку, разбил вазу, но боится признаться).
Подавленные эмоции от переизбытка впечатлений и новых правил.
Монстр ‒ это метафора того, что «гложет» ребёнка изнутри и проецируется вовне.
Творчески переработайте образ
Не отрицайте монстра, а предложите ребёнку «приручить дракона». Пусть нарисует страх, а потом дорисует ему смешные рожки, розовый бантик, пушистые тапочки. Можно слепить его из пластилина. Арт-терапия поможет сделать неподконтрольный ужасный образ смешным, нелепым, а значит ‒ управляемым.
Дайте эмоциям имя
Спросите: «Как ты думаешь, почему этот монстр пришёл именно сегодня? Может, он злится, как ты злился сегодня утром? Или он грустит?» Размышления помогут связать абстрактный страх с конкретной эмоцией, увидеть и принять её.
Создайте ритуалы изгнания
Можно побрызгать на монстра водой из пульверизатора с «волшебной» водой (добавьте капельку эфирного масла лаванды — это поможет ребёнку расслабиться перед сном).
Поставьте ловушку для монстров ‒ ею может стать коробка с нарисованной паутиной.
Прочитайте «волшебное» заклинание, которое придумаете вместе, что-то вроде:
Раз-два-три-четыре-пять!
Монстр мышкой стал опять!
Ритуалы дают детям чувство контроля и безопасности (впрочем, как и взрослым).
Осенние страхи ‒ это не ямы и выбоины на дороге воспитания, которые нужно срочно залатать. Скорее, это указатели, показывающие родителям, где ребёнку нужна поддержка, понимание и помощь.
А роль взрослых совсем не в том, чтобы создать для детей «стерильную» среду, лишённую тревог. Мамам и папам важно быть рядом, когда ребёнок — даже школьник ‒ сталкивается с чем-то пугающим. Важно помочь ему опираться на собственные силы, находить внутренние опоры.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории, дошкольный дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 15» г. Уфы
Понравился материал? Расскажите другим