Диагностические карты: как оценить развитие дошкольника?
Давайте разберем, что собой представляет готовность ребенка к школе и как ее можно диагностировать.
Для чего нужны диагностические карты
Порядка 37% первоклассников имеют проблемы с пространственно-зрительным восприятиям, что сказывается на обучении письму. Предупредить это на этапе дошкольного обучения можно за счет простых упражнений вроде «Найди одинаковые фигуры» или «Скопируй рисунок». Работая с детьми 3-7 лет, как и со школьниками, важно ориентироваться на образовательные результаты и пользоваться методиками их достижения.
Взрослые не всегда развивают ребенка в соответствии возрасту. Например, дошкольник может выучить цифры как скороговорку, но совершенно не понимать их последовательность. Проблемы с вниманием могут быть неочевидны, если ребенок живет в медленном или среднем темпе (то есть нет ярко выраженного дефицита внимания с примесью гиперактивности). Своевременная диагностика в начале и в конце учебного года помогает выявить многие проблемы. В качестве примера представляем вашему вниманию карту наблюдения за развитием и поведением ребенка 5-6 лет из программы «Ступеньки к школе».
Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. 5–7 летЛ. Е Журова, М. И. кузнецова
Это первое из четырех пособий комплекта «Азбука для дошкольников», предназначенного для образовательной деятельности с детьми 5–7 лет, готовящимся к поступлению в школу. Обучение по пособиям формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма.
1. Старается соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми
2. Самооценка зависит от оценки взрослых
3. Активно включается в общение
4. Хорошо взаимодействует со сверстниками в деятельности, в игре
5. Использует диалогическую речь
Познавательное развитие
1. Проявляет интерес к новому (деятельность, информация и т.п.), любит наблюдать
2. Выражает интерес к миру взрослых
3. Способен внимательно слушать, концентрирует внимание при выполнении заданий
4. Хорошо понимает инструкцию, помнит ее, выполняет
5. Учится сравнивать, различать, делать элементарные выводы
Речевое развитие
1. Произносит все звуки
2. Речь грамматически правильная
3. Расширяется словарный запас
4. Играет в слова, звуки, рифмует
5. Рассказывает, пересказывает
Художественно-эстетическое развитие
1. Анализирует эмоции героев литературных произведений, фильмов
2. Адекватно проявляет свои чувства, приветлив, доброжелателен
3. Активно участвует в подготовке праздника (читает стихи, поет, танцует)
4. С удовольствием занимается творческой деятельностью (рисует, лепит, делает аппликации, поделки)
5. Самостоятельно выбирает виды творческой деятельности
Физическое развитие
1. Координирован, ловок
2. Освоил танцевальные и спортивные движения, играет в мяч, кегли, бросает в цель
3. Осваивает графические движения, копирует геометрические фигуры
4. Осваивает правила безопасности (дома, на улице)
5. Владеет элементарными гигиеническими навыками, представлениями о здоровом питании и режиме
Образовательная программа «Ступеньки к школе» включает диагностические карты для разных возрастов, есть варианты углубленного обследования. Следует отметить, что вся линейка пособий была разработана экспертами в области психофизиологии и педагогики Татьяной Филипповой и Марьяной Безруких на основе многолетних фундаментальных исследований Института возрастной физиологии РАО.
Признаки того, что ребенок готов изучать математику в первом классе
Понимает значение слов «первый», «последний», умеет их употреблять.
Владеет счетом от 0 до 10.
Знаком с цифрами.
Имеет пространственные представления, может описать положение фигуры (снизу, сверху, под, над, справа, слева, за, перед, возле).
Может начертить штрихи в определенном направлении, фигуры, несколько фигур, сочетание линий.
Примеры обучающих и диагностических заданий
Социально-коммуникативные навыки
Расскажи, как ты любишь играть. Вместе с ребятами или один (одна)?
Развиваем логическое мышление и память. Пособие для детей 6-7 лет Безруких М. М., Филиппова Т. А.
Данное пособие входит в УМК «Ступеньки к школе», в котором представлена уникальная система развития школьно-значимых функций и подготовки детей к школе. Задания данного пособия направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, познавательной активности, а также способствуют расширению кругозора ребенка.
3. Котенок испортил бабушкину работу. Что ты чувствуешь по этому поводу?
Познавательное развитие
Рассмотри рисунки. Разложи их так, как происходило в жизни. Расскажи историю.
Развитие математических представлений
В домике 3 этажа, по 2 квартиры на этаж — слева и справа. Посчитай медведей на каждом этаже.
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций
Срисуй флажок и раскрась его
«Ступеньки к школе» — это яркие пособия для изучения алфавита и цифр, для познания окружающего мира, для развития логики, памяти и пространственного мышления, для формирования базовых художественных представлений и полезных привычек. Издания можно использовать в комплексе и по отдельности, в том числе с пособиями других серий.
Теги:Дошкольное образование,Психология и педагогика,Ступеньки к школе