Эффективные переговоры: как поговорить с учителем, не навредив ситуации?

Как родителям школьников наладить отношения с педагогами, почему ребенку важна поддержка мам и пап, и как все это связано с эмоциональным интеллектом?

Кто виноват в проблемах в коммуникации между родителем и учителем?

Когда мы говорим про коммуникацию между родителем и учителем, на самом деле мы не говорим о вине вообще, потому что коммуникация — это процесс, и в коммуникации мы говорим об ответственности. Каждая сторона хочет лучшего либо для себя, либо для ситуации, либо для другого.

Представьте, что вы мама Пети Ольга Николаевна. Педагог Пети Нина Васильевна сообщает вам:

«Ольга Николаевна, Петя совсем распустился, вы уделяете ему недостаточно внимания. Он у вас мальчик особенный, не успевает, поэтому у него такие оценки. Сделайте с этим что-нибудь, вы же родитель, вы обязаны».

Что вы ощущаете после этих слов?

Примеряем на себя другую роль: сейчас вы педагог Пети Нина Васильевна. Родитель Пети Ольга Николаевна сообщает вам:

«Нина Васильевна, вы уделяете недостаточно внимания моему Пете, и он у нас мальчик особенный, не успевает. Поэтому у него такие оценки. Сделайте с этим что-нибудь, вы же педагог, вам за это зарплату платят». 

Что теперь чувствуете после сказанного?

Стороны изначально находятся в неэффективной коммуникации, и скорее всего ни одна сторона не будет удовлетворена. Теперь другая ситуация, почти нейтральная:

Петя недавно перешел в новый класс и принес домой очередную двойку. Мама Пети, Ольга Николаевна, любит своего сына и знает, что он способный парень. Нина Васильевна, классный руководитель Пети, впервые пригласила Ольгу Николаевну поговорить об успеваемости Пети и его поведении. Ольга Николаевна очень заинтересована в разговоре и полна чувств и эмоций... Но если посыл нейтральный, не стоит заранее переживать. 

И все же, Ольга Николаевна очень заинтересована в разговоре, но она полна чувств и эмоций. Пусть даже обозначена причина разговора и его самая главная суть, тем не менее немного непонятно, что ее ждет, потому что, возможно, что-то случилось и мама еще про это не знает.

До разговора с педагогом нужно изначально выслушать своего ребенка, поговорить с ним. Главное — не осуждать, иначе потом он вряд ли захочет делиться проблемами. Важно всегда работать над доверием в отношениях и быть внимательным к своему ребенку.

Заранее договаривайтесь о встрече с учителем: прежде чем звонить по телефону, лучше написать на почту. Обязательно здоровайтесь и обращайтесь по имени-отчеству к педагогу. 

  • Формат общения с учителем — на равных. На равных — это не значит фамильярно. 

  • Эффективная коммуникация — это значит, что цель общения достигнута. Цель родителя — разобраться в вопросах успеваемости и поведения ребенка. Такую же цель преследует и учитель.

  • Потребности у родителей и учителей в общении друг другом примерно одинаковые – это уважительное отношение, открытость, участливость.

«Я — лидер нового поколения». Учебное пособие Долина Наталия Владимировна
Издательство «Просвещение» в партнёрстве с одним из ведущих бизнес-коучей России подготовило уникальный проект «Я — лидер нового поколения», в котором соединились лучшие практики раскрытия потенциала человека и эффективные современные методики обучения. Книга поможет школьнику не только получить ключи к построению жизни, но и начать создавать благо для других! Учителю пособие будет полезно при организации внеурочной деятельности, а родителям книга поможет лучше понять своих детей.

Что  делать, если все-таки возникает конфликт?

Нам помогут стратегии разрешения конфликтов. Мы всегда помним о цели, когда начинаем коммуникацию с педагогом или с родителем. Очень важно разобраться в ситуации, которая случилась у ребенка. Всегда помним о том, что общение родителей и учителей сказывается на детях. Лучше родителю и педагогу, разрешая проблемные ситуации, общаться не при ребенке.

Самая эффективная стратегия — стремиться к сотрудничеству. Это идеальный вариант развития событий, но и другие стратегии тоже рабочие, просто они подходят в разных ситуациях. Если мы рассматриваем такой пример, что происходит буллинг в классе и педагог отказывается что-либо предпринимать, то таком случае нужно бороться за интересы ребенка. Это может быть и борьба в суде, и уход в другую школу. В конфликтных ситуациях всегда помнить об интересах ребенка и о законе (ФЗ об образовании, Конституция РФ).

Очень хороший способ общения — это прямая коммуникация, когда вы говорите о том, что происходит, не стесняясь. Если возникла ситуация травли, вы называете ее именно этим словом, без приклеивания розовых бантиков на безобразную действительность.

Как регулировать выражение своих чувств и эмоций?

  • Развивать свой эмоциональный интеллект.

  • Заниматься спортом.

  • Посещать консультации психолога.

А лучше — все из перечисленного.

Родитель и педагог в идеале должны быть одной командой, но если команды не случилось, но это никаким образом не влияет на вашего ребёнка, то это нормально. Помните, что в первую очередь, вы действует в интересах ребенка. Если вам что-то немножко не понравилось — это не повод для того, чтобы переводить его в другой класс или другую школу и создавать для него стрессовую ситуацию.

Главное — обозначить учителю, что у вас с ним общие интересы. Расскажите ему о том, что вам важно, чтобы ваш ребенок получил образование. Важно помнить, родитель и педагог не враги, они должны быть за одно.

Всегда помните о цели вашей коммуникации, чтобы достичь ее максимальной эффективности!

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Галанина Анна Андреевна

Тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль