Задание 8 ЕГЭ-2020 по русскому языку: теория и практика

Предлагаем вашему вниманию разбор 16 задания по русскому языку к ЕГЭ – 2019 с комментариями эксперта.

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по русскому языку

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 8 с разбором примера на практике.

Часть I

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)

неправильное построение

предложения с

деепричастным оборотом

1)

Новая эстетика, возникшая в творчестве

художников русского авангарда,

коренным образом изменила прежние

«греко-римские» представления о

художественной ценности искусства.

Б)

нарушение в построении

предложения с

причастным оборотом

2)

У зачитывавшихся людей в детстве

русскими сказками, былинами дух

захватывало от богатырских подвигов.

В)

нарушение видо-

временной соотнесённости

глагольных форм

3)

Обладая более высокой надёжностью,

переносные приёмники потребляют

гораздо меньше энергии.

Г)

неправильное

употребление падежной

формы существительного

с предлогом

4)

Когда после окончания школы мой друг

поступит на завод, он за короткое время

приобретал квалификацию токаря.

Д)

нарушение в построении

предложения с

несогласованным

приложением

5)

По словам И.Н. Крамского, несмотря на

то что у многих пейзажистов изображены

на картинах деревья, вода и даже воздух,

душа есть только в картине «Грачах»

А.К. Саврасова.

 

 

 

 

6)

Большинство работ молодого учёного

посвящено проблемам теоретической

физики.

7)

Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8)

Впоследствии он даже себе не мог

объяснить, что заставило его броситься

наперерез лошадей.

9)

Употребляя букву «ъ» на конце слов,

в XIX веке это была лишь дань традиции.

Теория и рекомендации

Начинайте выполнять задания с чтения предложений. Их 9, а ошибочных 5, т.е. во время первого прочтения необходимо исключить 4 или наметить предложения «на выбывание».

Если при чтении ничто «не режет слух», не кажется странным, то, скорее всего, в этом предложении нет ошибок. Для самоконтроля проверьте наличие опасных мест:

  1. Причастный оборот.
    Существуют два правила включения причастного оборота в предложение:

  2. согласование причастия в роде, числе и падеже с определяемым существительным;

  3. определяемое слово может стоять перед причастным оборотом или после него, но не разрывать причастный оборот.

  4. Деепричастный оборот.
    Деепричастие – это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном. Оно тесно связано с глаголом. Предложений с деепричастиями без глагола не существует. Это и определяет основное правило употребления деепричастия в предложении: у глагола и деепричастия должен быть общий деятель. То есть подлежащее (деятель при глаголе) должно по смыслу соотноситься и с деепричастием.

  5. Однородные члены.
    Ошибки в рядах однородных членов связаны с употреблением при них сочинительных союзов: не только.... но и, как.... так и. А именно их позицией по отношению к однородным членам. Главное правило: части составных союзов употребляются непосредственно перед однородными членами.
    не только (одн. член) .... но и (одн. член)  
    как (одн. член) .... так и (одн. член)  

  6. Приложение.
    Приложения, что используются в данном задании, – это названия книг, журналов, предприятий, которые пишутся в кавычках. Слова в кавычках могут изменяться (если нет родового понятия: в «Отцах и детях») и не изменяться (если употреблено родовое понятие: в романе «Отцы и дети»)

Разбор задания и практика

В первом предложении (Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства) есть причастный оборот. Проверяем, выполнены ли правила его употребления:

  1. Причастие «возникшая» согласовано в роде, числе и падеже с существительным «эстетика».

  2. Определяемое слово не разрывает причастный оборот.

Следовательно: ошибок в построении причастного оборота нет.

Во втором предложении (У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.) есть причастный оборот, построение которого не соответствует норме: определяемое слово разрывает причастный оборот.

Правильный вариант: У людей, зачитывавшихся.

Или: У зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами людей дух захватывало от богатырских подвигов

Следовательно, нарушение в построении предложения с причастным оборотом во втором предложении.

В третьем предложении (Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.) есть деепричастный оборот («Обладая более высокой надёжностью»), который относится к глаголу «потребляют». Деятель при глаголе «приёмники» также по смыслу соотносится и с деепричастием «обладая»: приёмники потребляют и обладают. Значит здесь норма не нарушена.

В четвёртом предложении (Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря) нет причастных и деепричастных оборотов, нет однородных членов, нет приложений. Прочитаем перечень ошибок (неиспользованными остались два вида):

  1. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

  2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Делаем вывод, что в четвертом предложении либо все правильно, либо представлена одна из двух вышеназванных ошибок.

Прочитайте внимательно, обращая внимание на глаголы и существительные с предлогом.

Ошибка в употреблении глаголов: поступить (будущее время), приобретал (прошедшее время).

В пятом предложении обращаем внимание на слово в кавычках «Грачах», оно стоит в форме предложного падежа, родовое понятие при названии есть «картина». Следовательно, название в кавычках не должно меняться.

Норма в данном случае: в картине «Грачи».

Построение шестого предложения соответствует грамматическим нормам.

В седьмом предложении есть приложение (название в кавычках в именительном падеже «Василий Тёркин» при родовом понятии «поэма»).

Остались два предложения и две ошибки.

В восьмом – неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: «наперерез лошадей». Наперерез не кого?, а кому? — лошадям.

В девятом предложении нарушена структура предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие «употребляя» связано с глаголом «была», деятелем при котором является существительное «дань». Однако слово «дань» не соотносится по смыслу с деепричастием: «дань употребляет».

Ответ: 92485.

Я сдам ЕГЭ. Русский языкКоллектив авторов
«Учебно-методический материал содержащийся в цифровом сервисе соответствует содержанию печатной форме учебного издания, использованного в основе или с составе цифрового сервиса, на дату 01.01.2022г.» Цифровой сервис «Я сдам ЕГЭ» поможет учащимся 10-11 классов в подготовке к наиболее трудным заданиям ЕГЭ, в которых, согласно исследованиям ФИПИ, допускает ошибки большой процент сдающих. В платной версии сервиса по русскому языку будет доступно более 200 заданий типов 5, 6, 7, 8, 11, 13, 27. Все задания, представленные на сервисе, соответствуют актуальной демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку. Сервис предлагает учащемуся индивидуальный план подготовки с учётом целевого балла на экзамене и времени на подготовку. С помощью него выпускник сможет самостоятельно подготовиться к экзаменам и получить более высокий балл за счёт углубленной подготовки к трудным заданиям.

Материалы для скачивания

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Разбор демоверсии ЕГЭ-2019 по русскому языку.docx

    Формат .DOCX

    97.3 Кб

    Скачать
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Захарова Татьяна Александровна

Учитель русского языка и литературы Школы №7 г. Касимов, заместитель директора по УР, автор методических пособий по русскому языку

Теги:Русский язык,Среднее общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль