ЕГЭ по китайскому языку

Китайский станет пятым языком по выбору для сдачи единого государственного экзамена вместе с английским, французским, немецким и испанским языками.

Китайский язык в России

Китайский является самым распространённым языком в мире, в своей речи его используют свыше 1,3 миллиарда людей. В России же изучать китайский язык стали более 300 лет назад. Пётр I заметил очевидное преимущество владения китайским языком, так как это помогало вести политические дела и решать торговые вопросы с Китаем. В соответствии с этим был издан указ о необходимости учить китайский язык.

«Расцвет» китайского языка в России пришёлся на конец XVIII века в эпоху правления императрицы Екатерины Великой. Тогда изучение китайского практически стало прерогативой дворянства. По примерным подсчётам на тот момент в Российской империи на китайском языке могли общаться несколько сот человек.

В XIX веке над изучением китайского начали «работать» на другом уровне. Начали выпускаться методические пособия и учебники. В 1838 году Н.Я. Бичуриным была издана первая российская «Китайская грамматика», а в 1841 году вышло учебное пособие И.К. Россохина «Как выговаривать китайские речи, писанные российскими литерами».

В наше время количество общеобразовательных учреждений, где существует такая дисциплина, как «китайский язык», растёт с геометрической прогрессией. Если в школах преподают китайский, то его изучение начинается со второго класса. В качестве обязательной программы китайский язык включён в 75 школах Российской Федерации — это значит, что его изучают более десяти тысяч учащихся. Уже более 5 процентов общеобразовательных школ столицы ввели преподавание китайского языка в качестве предмета основной программы, а также факультативно.

Китайский язык в ЕГЭ

По наказу правительства Рособрнадзор начал заниматься вопросом включения китайского языка в перечень предметов для сдачи ЕГЭ уже в 2015 году. Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев немного рассказал о проделанной работе на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре:

«Работа была непростая. Китайский язык имеет другую структуру, нежели европейские языки по которым уже проводится ЕГЭ. Еще одна особенность — иероглифическое письмо. В процессе работы эти и другие трудности были успешно разрешены».

Профессор, декан Восточного факультета Института Иностранных Языков Московского городского педагогического университета, доктор филологических наук, специалист по китайскому языку Владимир Курдюмов указал на парадоксальную ситуацию, связанную с изучением китайского языка и введением ЕГЭ — учащиеся изучают китайский язык, однако на едином государственном экзамене им приходится сдавать английский, если он нужен им в качестве вступительного экзамена в университет:

«Китаеведческая общественность постоянно призывала к введению ЕГЭ по китайскому языку, чтобы дать возможность школьникам, изучающим и любящим китайский язык, продолжать его системное изучение в вузе».

В ходе работы были созданы и включены в реестр проекты примерных основных образовательных программ по китайскому языку. До настоящего времени преподавание китайского языка в школах организовывалось на базе разных программ и учебников. Руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена по иностранным языкам Мария Вербицкая считает:

«Введение примерных программ имеет большое значение для создания единого образовательного пространства в сфере преподавания китайского языка. А возможность для выпускников сдать ЕГЭ по этому предмету значительно повысит уровень преподавания и изучения китайского языка и в школах, и вузах: в школах он теперь с полным основанием сможет изучаться как первый язык, а в вузы придут подготовленные ребята, которые будут начинать не с самых азов».

Подготовка КИМ по китайскому языку

В рамках подготовительной работы была разработана концепция проведения ЕГЭ по китайскому языку, принимающая во внимание все особенности языка. Были созданы экзаменационные задания по китайскому языку, методические материалы и программа повышения квалификации для специалистов по проверке экзаменационных заданий.

В связи с особенностями китайского языка и, соответственно, со сложностью компьютерного распознавания иероглифов, в едином государственном экзамене по китайскому языку нет заданий, на которые можно ответить кратко. Как комментирует данные задания Мария Вербицкая:

«Проверяются все те же умения и навыки, что и в европейских языках, но немного другим способом в силу специфики языка».

Это означает наличие заданий должного уровня, а не расстановки ответов теста наобум.

В подготовительную работу по проведению единого государственного экзамена по китайскому языку также входили «тренировочные экзамены», проведение и итоги которых определяли готовность экзаменационной модели к работе. Были проведены срезы знаний по китайскому языку, участниками которых стали более трёх тысяч учащихся.

Что входит в экзамен?

Экзаменационная модель китайского языка, как и прочие модели других иностранных языков, состоит из письменной и устной частей. Письменная часть экзамена состоит из четырёх разделов: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика, лексика и иероглифика» и «Письмо». Всего 42 задания.

В устную часть экзамена входят три задания. Первое задание представляет собой конкретную ситуацию, которую учащийся должен суметь понять. Основываясь на теме и используя ключевые слова, следует сформулировать пять вопросов. Во втором задании предлагается выбрать одну из трёх предложенных фотографий и описать изображённое на ней, пользуясь готовым планом. Третье задание представляет собой сравнение двух фотографий с помощью предложенного плана.

Китайский язык. Второй иностранный язык. 6 класс. Рабочая тетрадь с контрольными работами и аудиоприложением Рукодельникова Мария Борисовна
Рабочая тетрадь входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по китайскому языку (второму иностранному языку) для 6 класса и дополняет учебник системой заданий, обеспечивающих комплексное развитие умений и навыков в аудировании, говорении, чтении и письме. Каждый раздел рабочей тетради соотнесён с соответствующим разделом учебника и включает задания, позволяющие закрепить и системстизировать учебный материал. Упражнения направлены на развитие у учащихся творческого и логического мышления и сопровождаются большим количеством иллюстраций.

Для общественно-профессионального обсуждения на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) размещены проекты документов единого государственного экзамена по китайскому языку (спецификация, демоверсия, кодификатор). Обсуждение опубликованных документов продлится до 1 октября. С учётом полученных отзывов в контрольные измерительные материалы могут быть внесены дополнения, после которых задания по китайскому языку будут внесены в Открытый банк заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ.

Экзамен по китайскому языку

Уже первый пробный экзамен по китайскому языку пройдёт в конце осени в школах, где преподают этот язык. Проведение экзамена в подобном «тестовом» режиме позволит школьникам лучше понять, как будет проходить настоящий экзамен, получить ответы на все свои вопросы по поводу проведения ЕГЭ и реально оценить свой уровень знаний на конкретный момент (а заодно и выражение оценки личных знаний в баллах).

По словам Анзора Музаева Рособрнадзор письменно известит высшие учебные заведения о включении китайского языка в перечень предметов, по которым сдаётся ЕГЭ. Таким образом, вузы смогут учесть данное изменение при подготовке правил приёма учащихся на следующий учебный год.

В ходе работы по подготовке КИМ ЕГЭ разрабатывалась не только экзаменационная модель единого государственного экзамена, но и модель основного государственного экзамена (ОГЭ) по китайскому языку для 9 классов. Как сообщила Директор ФИПИ Оксана Решетникова:

«Позже мы ОГЭ по китайскому языку тоже включим, обе модели будут преемственны».

Однако пока решение о сроках включения китайского языка в число предметов основного государственного экзамена не принято.

Китайский язык. 5 класс. Аудиоприложение к учебнику Рукодельникова М.Б. и др.
Аудиоприложение включает задания на аудирование, отмеченные в учебнике специальным знаком. Тексты для аудирования записаны носителями китайского языка.

photo
Семёнова Екатерина

Филолог, блогер, пишущий редактор

Теги:Основное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль