Буйлова Анастасия
Редактор сайта
Преподаватель русского языка и литературы Татьяна Захарова продолжает разбирать ЕГЭ-2018.
Вспоминаем, что такое предложение с однородными членами. Ученикам можно подсказать: однородность связана с одинаковостью, поэтому однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. В этом задании дети часто делают ошибки в предложениях с союзами «как» и «что». Например: «Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю и слушателю». Выпускники здесь не могут определить однородные члены предложения и ставят две или одну запятую, хотя очевидно, что запятых здесь быть не должно.
Если речь идет о причастиях, применяем прием «помеха справа». Как и по правилам дорожного движения, ученик должен бездействовать (то есть не ставить запятую), если помеха (определяющее слово) видна справа. Многие старшеклассники учатся вождению, и легко запоминают эту ассоциацию. Для работы с деепричастиями нужно, опять-таки, разбираться в однородных членах предложения.
Вводные слова выделяются запятой. По смыслу делим их на 4 группы:
Степень уверенности говорящего.
Чувства и эмоции говорящего.
Источник сообщения.
Оформление рассуждения говорящего.
Если слово нельзя отнести ни к одной из этих групп — значит, оно не вводное. Учитываем, что есть также ложные вводные слова: «как будто», «между тем», «именно» и другие. Их нужно просто выучить к ЕГЭ, полный список можно найти в любом орфографическом справочнике.
Определите, являются ли разбираемые слова членами предложения. Часто говорят, что вводные слова можно исключить из предложения, однако детям это не всегда понятно, так как убрать в принципе можно любое слово. Чтобы точно определить вводное слово, надо попробовать задать к нему вопрос от другого члена предложения. Если такой вопрос задать можно, значит, слово не является вводным и его не надо выделять запятыми.
Задание на определение границ сложного предложения также вызывает затруднения. Чтобы правильно определить границы сложного предложения, достаточно прочитать его с правильной интонацией. Цифры в задании часто путают учеников. Нужно абстрагироваться, записав предложение на черновик и расставив знаки препинания в обычном режиме.
Здесь поможет специальный прием. Определяем границы части, присоединяемой вторым, подчинительным, союзом и убираем её из предложения. Если структура предложения сохраняется, то ставим запятую между союзами. Если структура «ломается» — не ставим. Бывает, что к части, которую нужно изъять, присоединяется еще одна и несколько придаточных. Тогда при проверке исключаем все придаточные по принципу «друзья друзей».
Это новое задание в ЕГЭ 2018 года. В этом задании необходимо исправить речевую ошибку в предложении, исключив лишнее слово. Ошибка связана с тавтологией, например: «К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей». Очевидно, что лишнее слово здесь — «яблочную», так как шарлотка — это и есть пирог с яблоками. Довольно легкое, но его нужно часто тренировать. Дети иногда не видят лишнее слово, не понимают, почему нельзя сказать «самый первый» или «холодный снег».
Задание рассчитано на проверку внимательности и понимание смысла прочитанного. Многие ученики ко времени выполнения 21 задания уже утомлены, боятся не успеть, и потому в первый раз читают текст невнимательно, тем самым теряя время. Нужно дать установку, чтобы школьник сразу читал вдумчиво и выписывал микротемы, что станет основой составления комментария в сочинении-рассуждении. Потом будет достаточно добавить в пересказ еще одного героя — автора — с помощью слов «автор обращает наше внимание», «автор рассказывает», «автор высказывает предположение» и т. п.
Читайте также: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задания 1–14 ЕГЭ по русскому языку: подробный разбор заданий со специалистами Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога
Вспоминаем характеристики:
Текст-повествование: в основе глагол; рождает в воображении серию картинок; отвечает на вопрос: «Что происходит?».
Текст-описание: в основе прилагательное; дополняет единую картинку деталями; отвечает на вопрос: «Какой предмет?».
Текст-рассуждение: без главной части речи; не рождает конкретных образов; отвечает на вопрос: «Почему? Отчего? Зачем?».
Как научить отличать повествование от рассуждения? Путаница происходит потому, что как в повествовании, так и в рассуждении есть действие, и утверждение о том, что в повествовании одно действие сменяется другим, легко можно отнести и к рассуждению, так как авторская мысль тоже движется, имеет свою динамику. Принципиальное отличие состоит в том, что в повествовании есть герой, а в рассуждении, где автор обращается напрямую к читателю, героя нет.
При выполнении этого задания у учеников часто возникают вопросы о значении слова «контекстный» («контекстные синонимы» и «контекстные антонимы»), которое используется в формулировке. Надо объяснить, что «контекстный» расшифровывается как «конкретный текст», то есть слова являются синонимами и антонимами только в рамках данного текста, а сами по себе таковыми не являются.
В этом задании у школьников вызывает трудности поиск фразеологизма: есть яркие обороты («делать из мухи слона», «водить за нос»), а есть невзрачные («с минуту на минуту», «во что бы то ни стало»). Выявление последних нередко вызывает трудности, так как они используются чаще и не воспринимаются как отдельные обороты, поэтому нужно расширять представления учеников о фразеологизмах. Необходимо помнить общее у всех видов фразеологизмов — это устойчивые выражения, которые воспроизводятся в речи в готовом виде.
Ошибки при выполнении этого задания часто случаются, если надо найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимений. Учащиеся обычно легче выполняют задания с личными местоимениями, однако и тут бывают проблемы. Сам факт наличия в предложении личного местоимения еще не говорит о том, что оно является средством связи. К тому же в ответе никогда не будет первого предложения, указанного в диапазоне, предназначенного для поиска, например, 18-23. Предложение 18 связано с 17, а номер 17 в указанный интервал не входит.
Способ самопроверки: найти в предыдущем предложении слово, которое заменило местоимение. Если такого слова нет, то предложение не подходит для ответа. В ответе никогда не будет фигурировать местоимение «я», так как местоимение должно заменять какое-то существительное, названное в предыдущем положении, а «я» ничего заменить не может.
При выполнении задания важно различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. формы отличаются только окончаниями, однокоренные слова — словообразовательными морфемами: суффиксами и приставками.
В задании дается рецензия на текст с пропусками выразительных средств и перечень из девяти этих средств, из которых надо выбрать четыре. Начинать выполнение надо с анализа средств выразительности, которые даны в вариантах ответа. Для начала определим, к чему относятся представленные выразительные средства: к лексике, синтаксису или звукописи. Начальными буками «Л», «С», «З» можно непосредственно в КИМах отметить найденные средства.
Далее ищем подсказку в тексте рецензии, например: «...с помощью такого синтаксического средства выразительности». Если в качестве варианта ответа выбирается троп, необходимо помнить, что в основе его должно лежать переносное значение: метафора реализуется чаще всего в словосочетании, эпитет — это прилагательное, олицетворение — глагол. Хотя и эпитет, и олицетворение являются видами метафоры, в ЕГЭ эти термины разведены. Существует также такое понятие как «развернутая метафора», когда значение иносказания объясняется в пределах целого предложения.
Если поиски средства выразительности зашли в тупик, то, возможно, мы имеем дело с инверсией (необычным порядком слов) или парцелляцией (мыслью, разрубленной на несколько предложений). Приведем показательный пример инверсии: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом». Если мы поменяем порядок слов на прямой, получится банальное «В голубом тумане моря белеет одинокий парус», вся поэтичность пропала.
Парцилляция тоже выделяет определенные затруднения, ученики с трудом запоминают этот термин. Обратите их внимание на сходство этого понятия со словом «порция». Прием заключается в том, что мысль, которую можно вместить в одно предложение, автор делит на несколько фрагментов, границы при этом намеренно нарушаются. Например: «У него был необычный нос. Большой. С горбинкой».
Задания 15–25 требуют базовых умений. Их поможет развить, например, УМК автора Ирины Гусаровой, в котором предусмотрен даже список ложных вводных слов. Хорошая подготовка включает диагностику знаний учеников. Как ни странно, для начала нужно определить, понимают ли одиннадцатиклассники, о чем идет речь в заданиях.
Редактор сайта
Понравился материал? Расскажите другим