Задание 22
Базовый уровень сложности, 1 балл
Проверяемый элемент содержания: Функционально-смысловые типы речи.
Задание по тексту. От экзаменуемого требуется определить, какие суждения являются верными, а какие — ошибочными. Например: «Предложение 4 указывает на следствие того, о чем говорится в предложении 3», «Предложения 15–18 содержат элементы описания», «В предложениях 32–34 представлено рассуждение» и т.д. В последнее время школьники стали лучше определять типы речи, однако ребята не всегда могут правильно интерпретировать формулировки в вариантах ответа, из-за чего в данном задании по-прежнему допускаются ошибки.
Способ тренировки: разбор конкретных примеров языковых вялений.
Пример 1
Фрагмент текста: (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать.
Утверждение для разбора: Предложения 9-12 подтверждают суждение, высказанное в предложениях 7-8.
Подсказка: Между указанными предложениями можно поставить «И действительно, ...»
Пример 2
Фрагмент текста: (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. (12)И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь.
Утверждение для разбора: Предложение 13 содержит вывод из того, о чем говорится в предложениях 11–12.
Подсказка: Перед предложением 13 нелогично будет поставить «Поэтому...», как перед выводом.