Эмоциональное выгорание учителя: как не потерять себя в начале учебного года

Уставшая учительница после тяжёлого рабочего дня возвращается домой. Заходит в подъезд, а там бандит...

Основное изображение

Продолжение анекдота знают те, кто столкнулся с выгоранием на работе. Но что, если на самом деле уже не смешно?

Сам термин «выгорание» стал настолько привычным в учительской среде, что уже никого не удивляет. Хотя быть хронически уставшим — не норма. Быть обесточенным, раздражённым, отрешённым — не часть профессионального роста. Это сигнал: скорее всего, вы отдаёте больше, чем получаете. И вам срочно нужно позаботиться о себе. Не отдохнуть, чтобы потом снова пахать, а перепрошить всю систему.

Что такое выгорание

Это не просто усталость. Это состояние хронического стресса, когда ресурсы организма истощены настолько, что даже отдых не сразу помогает.

Из-за чего оно возникает у педагогов?

  • Высокой эмоциональной нагрузки при взаимодействии с большим количеством людей (дети, родители, коллеги, администрация).

  • Постоянной многозадачности (уроки, проверка тетрадей, подготовка к занятиям, отчёты, внеклассная работа).

  • Необходимости нести ответственность и постоянно контролировать ситуацию.

  • Ощущения, что «надо всем угодить» (ожидания родителей, требования школы, собственный перфекционизм).

  • Добавим сюда переутомление, недосып, страх перед аттестациями, бумажную мясорубку, возможные сложности в частной жизни, и получим состояние «я больше не могу».

Признаки выгорания

  • Физические: постоянная усталость, бессонница или сонливость, частые простуды, головные боли.

  • Эмоциональные: раздражительность, апатия, чувство опустошенности, цинизм по отношению к работе.

  • Когнитивные: трудности с концентрацией, забывчивость, снижение креативности.

  • Поведенческие: избегание общения, прокрастинация, потеря мотивации.

Как распознать выгорание?

Заполните чек-лист, отвечая на вопросы да / нет / когда как.

  • Утром просыпаюсь с тяжестью: «опять это всё!»

  • Часто раздражает то, что раньше умиляло.

  • Нет радости даже после «хороших» уроков.

  • Пропадает интерес к новому — методикам, курсам, ученикам.

  • Возникает цинизм: «им всё равно», «система не изменится», «какой смысл».

  • Часто болею, и с каждой болезнью всё сложнее восстанавливаюсь.

  • Хочется тишины, уединения и «чтобы никто не трогал».

Если ответили «да» в четырёх и более пунктах, скорее всего, у вас выгорание.

Но вы узнали себя. И это уже хорошо. Ведь без признания фактов изменения невозможны.

Самое важное сейчас — не отключить это чувство, а наоборот: услышать его. Потому что выгорание начинается с обесценивания себя.

По международным данным, более 50% педагогов по всему миру сталкиваются с признаками выгорания уже через 3 — 5 лет работы. Но при этом именно педагоги демонстрируют высокий потенциал к восстановлению, если получают возможность отдохнуть, восстановить границы и заново ощутить, зачем они в профессии.

Разберёмся, что делать, чтобы больше не думать о том, «как дожить до следующего лета», а провести новый учебный год по-другому.

Как накапливать силы, когда батарейка на нуле

Когда начинается выгорание, тело и психика словно переходят в режим энергосбережения. Всё становится тяжело: просыпаться, общаться, даже радоваться.

В этот момент главная задача — не преодоление, героизм и «взять себя в руки», а включить внутренний тумблер восстановления. Не через «надо», не через мотивационные лозунги, а мягко, бережно — возвращая себе энергию, которая всё ещё есть внутри.

Просто мы часто не знаем, как к ней подступиться.

У каждого из нас есть несколько ресурсных каналов — способов получать удовольствие, наполнение, эмоциональную подпитку. Это как батарейки, каждая из которых отвечает за свою область и помогает по-своему.

Ресурсные каналы

1. Телесный

Всё, что связано с телом: движение, прикосновения, физическая активность, контакт с природой, тепло, ванна, массаж, йога. Даже просто почувствовать стопы на полу — уже помогает вернуться к себе.

2. Аудиальный

Музыка, звуки природы, ритмы. Или наоборот — тишина, в которой можно услышать собственные мысли. Иногда достаточно выключить шум на 15 минут, чтобы нервная система начала восстанавливаться.

3. Визуальный

Красивое: живые пейзажи, картины, фильмы, уютные интерьеры, свет. Визуальный контакт с прекрасным даёт психике опору: «в мире есть красота, я её вижу и всё не так уж плохо». Мозг вырабатывает дофамин — гормон, который улучшает настроение и помогает справляться со стрессом.

4. Обонятельный

Запахи, которые расслабляют или вдохновляют: кофе, свежевыпеченный хлеб, скошенная трава, море, любимые духи. Это один из самых быстрых путей к подсознанию: один вдох — и вы уже в другом состоянии.

5. Вкусовой

Еда, напитки, текстуры. Есть не на бегу, не «чтобы выжить», а с удовольствием. Вкусная еда, если есть её осознанно, помогает замедлиться, почувствовать себя здесь и сейчас, вернуть ощущение заботы о себе. Важно не переедать, а сконцентрироваться на ощущениях: «я это ем, и мне приятно».

6. Эмоциональный / Реляционный (отношения)

Контакт с тёплыми людьми, где вас принимают без ожиданий и оценок. Смех, объятия, посиделки на кухне и разговоры по душам — всё это снижает уровень стресса, даёт ощущение поддержки и возвращает важное чувство «я не один». Мозг переключается в режим восстановления: уровень кортизола снижается, активируются зоны, отвечающие за чувство доверия и поддержки.

7. Интеллектуальный

Новые знания, свежие идеи, интересные книги, лекции, подкасты. Не из «надо», а из «хочу». Когда мозг питается интересом — это тоже отдых, особенно для тех, кто любит думать.

8. Интуитивный / Духовный

Время в тишине, медитации, практики, молитвы, созерцание. Ощущение связи с чем-то большим — с собой, с природой, с Богом, с жизнью. Это даёт устойчивость, которая не зависит от внешних обстоятельств.

Маленький секрет восстановления

Чаще всего мы «живём» на одном-двух каналах. Например, кто-то постоянно в интеллектуальном и реляционном: читает, говорит, встречается. Или телесный и вкусовой: спорт и кофе. Но настоящая энергия приходит из тех каналов, которые мы долго не задействовали.

Если вы работаете с речью и людьми, скорее всего, ваши каналы — интеллект и отношения. Значит восстанавливаться вам нужно через тело, вкус, тишину, запахи, медитацию. То есть, не продолжать стимулировать привычное, а сделать шаг в непривычное. Там — свежесть и ресурс.

Мини-практика: Найдите свой незадействованный ресурс

  1. Посмотрите на список 8 каналов.

  2. Отметьте те, которые вы используете почти каждый день.

  3. И найдите 1–2, про которые вы забыли.

  4. Попробуйте включить их сегодня, хотя бы на 10 минут.

Например

  • Если вы постоянно в контакте с людьми (ученики, коллеги, родные) значит, эмоциональный и реляционный каналы утомлены. Попробуйте включить телесный и обонятельный каналы. Проведите вечер в одиночестве. Примите тёплую ванну с ароматной солью, почувствуйте, как тело расслабляется. Запах лаванды или корицы поможет переключиться в режим покоя.

  • Если вы много читаете, учитесь, ведёте умственную работу — значит, активен интеллектуальный канал. Добавьте немного вкусового ресурса: заварите любимый чай, съешьте что-то вкусное в тишине, медленно, с чутким вниманием к ощущениям.

  • Если вы весь день в шуме и коммуникациях — активны аудиальный и реляционный каналы. Попробуйте просто полежать 15 минут в полной тишине или выйти на прогулку в парк без наушников. Наблюдайте за звуками природы, почувствуйте землю под ногами — так включается интуитивный канал.

Но даже если вы активировали все восемь каналов, чего-то всё равно может не хватать.

Есть ещё один важный неочевидный ресурс, который часто остаётся в тени. Его не получится купить, съесть или понюхать. Но именно он работает глубже всего.

Признание

Многие педагоги эмоционально выгорают не столько от объёма работы, сколько от чувства, что всё сделанное «как будто в пустоту». Простое «спасибо», отклик от коллег, разбор мероприятия с акцентом на то, что получилось — это неформальные, но мощные источники энергии.

Важно не только выдохнуть после мероприятия, но и услышать: «Ты справился. Это было здорово. Вот что у нас получилось». Когда руководство или коллеги дают пространство для такого обмена, возвращается ощущение ценности. А вместе с ним — смысл и силы двигаться дальше.

Но что делать, если извне поддержки нет?

Как поддерживать чувство ценности самостоятельно

Мы не всегда можем рассчитывать на благодарность. Но можем научиться замечать результаты сами. И на этом строить опору.

Вот несколько практик, которые помогают. Превратите их в ваш личный поддерживающий ритуал.

1. Ведите личный реестр достижений

После каждого крупного этапа (четверти, проекта, мероприятия) записывайте не только итоги, но и:

— что получилось;

— что далось трудно, но всё же далось;

— какие качества вы в себе проявили.

Это как мини-отчёт для самого себя, с уважением к проделанной работе.

2. Хвалите себя — вслух или письменно

Делайте это на полном серьёзе. Без иронии и сарказма. Говорите себе: «Я хорошо справилась с этой неделей», «Я смогла наладить контакт с трудным классом», «Я провёл урок, который сам бы хотел посетить».

Да, поначалу непривычно. Но мозг слышит позитивные утверждения. И со временем начинает опираться на это.

3. Фиксируйте обратную связь

Собирайте в отдельный файл или блокнот позитивные фразы от учеников, родителей, коллег. Всё хорошее, даже если это мимолётное «спасибо, было интересно». В моменты выгорания перечитывайте — часто это срабатывает как внутренний антидот против обесценивания.

4. Устраивайте итоговые педсоветы с самим собой

Один раз в месяц садитесь и спрашивайте себя:

— Что в этом месяце было важного?

— Где я выложилась на полную и что получила в результате?

— Что бы я сам себе сказал как мудрый руководитель?

5. Бонус: попробуйте арт-терапию

Например, рисуйте мандалы. 15 минут практики запускают мощный процесс восстановления и «перезагрузки» мозга. Особенно, если речь идёт о мандале настроения.

Каждый урок оставляет след. Даже если вам кажется, что никто не слушал. Даже если никто не сказал спасибо. Вы не всегда видите, как тихо прорастают зёрна и появляются на свет новые ростки. Но если не позаботитесь о себе сейчас, то кто будет «сеять разумное, доброе, вечное»?

photo
Юлия Позднякова

Психолог, нейрокоуч, МАК-терапевт, эксперт по трансформации негативных состояний

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль