Мария Польская
Психолог, создатель проектов Национального центра профессиональной ориентации и профориентационного лагеря Университет Мечты, эксперт проекта ГЕРОИ
Рассказали, как провести полезные мероприятия по профориентации и увлечь детей темой будущего (которое уже здесь!).
Коронавирус существенно отразился на жизни педагогов, и многие из них научились чему-то принципиально новому, чего раньше не предполагали. В современном мире лишь немногие выбирают для себя единственную профессию, в которой работают на протяжении всей жизни. Высокий уровень конкуренции побуждает людей к постоянному повышению своей квалификации и работе над собой с точки зрения не только профессиональных, но и универсальных навыков. В итоге не всем удается следовать этой тенденции и оставаться конкурентоспособным.
У каждого взрослого человека, причем неважно, педагог он или родитель, в голове сформирован образ идеального подростка:
учится с удовольствием;
прекрасно разбирается во всех профессиональных сферах и уже выбрал подходящую для себя;
понимает все плюсы и минусы интересующей его профессии;
составил четкий план по достижению поставленных целей, и он с готовностью осуществляет задуманное.
Как показывает жизнь, таких ребят очень мало. Обычно ребята признают, что хотят вырасти, но в то же время не знают, каким образом следует устроить свою жизнь. Несмотря на это, практически у всех современных подростков есть конкретные ожидания, однако они никак не могут связать их с профориентацией.
Профориентация — это жизненный процесс, через который проходят все. К определенному возрасту у человека формируется конечное представление о различных специальностях, он осознает, что мир профессий состоит не только из гуманитарных и технических направлений.
Многие люди старшего поколения меняли сферу своей деятельности, и все же, невзирая на это, они ожидают, что подросток будет соответствовать вышеописанному идеальному образу и выберет для себя единственную профессию. Но картина не меняется: из 10 поступивших в вуз ребят четверо бросают его или переводятся на другую специальность из-за неосознанности своего выбора. Некоторые абитуриенты поступали на пару с другом, другие при выборе университета руководствовались его удаленностью от дома или просто самим фактом поступления (прошел — не прошел). И это еще не самое худшее. Из шести оставшихся четверо не будут работать по специальности после окончания.
Все осложняется тем, что подростка окружают в основном не любящие свою работу взрослые. Они транслируют детям негативные установки относительно мира труда, после чего ребенок приступает к выбору профессии с точно таким же настроением.
Сложная система поступления, бюрократия, отсутствие четких ориентиров приводят его к жуткому стрессу. В результате школьник зажимается и с неохотой отвечает на обычный вроде бы вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Поэтому уже в 6-9-х классах дети должны получить представление обо всех актуальных профессиях и осознать, почему важны не только профильные, но и междисциплинарные знания. Тогда к моменту поступления они уже будут сориентированы и спокойно начнут готовиться к ЕГЭ. Впрочем, не ждите чудес, ребенок может выбрать требуемый набор экзаменов, но все равно не знать, к какой сфере лежит его душа.
Начало учебного года — это та точка, в которую ребята приходят вдохновленными, обещая начать новую жизнь, правда, этот этап длится всего несколько дней. Этот момент нужно успеть поймать, иначе есть риск скатиться до состояния предыдущего года.
В ходе профориентации ребенку рассказывают о профессиях, дают на практике ознакомиться с ними, и он решает для себя, хочет заниматься этим или нет. Самоопределение же — это понимание, хочу я работать по этой специальности, вписать ее в образ моей жизни, или она совершенно не привлекательна для меня. Эти понятия неразделимы.
Создавая качественное и интересное мероприятие, зачастую мы забываем про контент. Ребенок может прекрасно провести время, узнать для себя много нового, но так и не понять саму суть профессии. Это сведет на нет эффективность программы.
Случается, что организаторы планируют донести до детей информацию сразу по нескольким направлениям. Однако цель, наполненная определенным смыслом, должна быть одна.
У всех школьников разная точка входа: кто-то про себя уже что-то понимает, другие — нет. В течение одного мероприятия следует разбирать 1 тезис. Тем же, кто успел шагнуть дальше, предлагаются 3 второстепенные мысли. Это существенно повысит ценность самого занятия.
Представители старшего поколения, понимающие, как устроена реальная жизнь, убеждены: они лучше знают, что необходимо их воспитанникам. Такой подход в корне неправильный. Задача взрослого — показать ребенку весь спектр той или иной профессии, а потом спросить, что конкретно ему понравилось.
К примеру, мы предлагаем ученику какую-то сферу деятельности, но самоопределением с ним еще не занимались, в итоге ребенок не понимает, по каким критериям ему следует делать выбор. Впитывая, как губка, стереотипы о мире профессий, он желает, например, открыть свой бизнес, но в то же время не терпит ответственности.
Важно заложить в голову подростка мысль: будущее в его руках. Нет ничего страшного в том, что ребенок столкнется с трудностями или свернет не туда, трагедия — если он занимается тем, что терпеть не может.
Предложите ученикам записать 10 вещей, которые им бы хотелось достичь через 10 лет, а после — письменно указать 10 действий, способных помочь в достижении задуманного. Таким образом, у детей выстроится причинно-следственная связь между точкой «сейчас» и моментом ожидаемого будущего.
Попробуйте подробно разобрать на примерах, что включает в себя каждая отдельная специальность, донесите до подростков их отличия, должностные обязанности, а также не забудьте о зоне ответственности.
Дайте ребятам возможность свободно порассуждать о различных сферах деятельности, понимая, что мнение каждого — уникально. Кроме того, мир трансформируется, поэтому крайне важно научить ребенка адаптироваться к возникающим изменениям.
Психолог, создатель проектов Национального центра профессиональной ориентации и профориентационного лагеря Университет Мечты, эксперт проекта ГЕРОИ
пишущий редактор
Понравился материал? Расскажите другим