Вторая мировая война: шаблоны, которые можно и нельзя использовать

Рассказываем о типичных шаблонах, заблуждениях и превратных оценках событий Второй мировой войны.

Смысл исторического образования в том, чтобы показать ученику, как формируется историческая реальность, а не в том, чтобы забить ему в голову набор «штампов». Поэтому и с некоторыми устоявшимися, «замыленными» словами и понятиями надо быть крайне осторожными. Давайте разбираться, где правда, а где заблуждения.

27 миллионов жизней – это не «цена победы», а жертвы фашистского геноцида


Почему-то во всех учебниках, из уст почти всех педагогов мы регулярно слышим, что «ценой победы» СССР в Великой Отечественной войне стали жизни 27 миллионов граждан. Мне в принципе не нравится использование здесь «рыночной» терминологии, тем не менее, так можно говорить о тех, кто сражался с врагом, сознательно отдал жизнь во имя Победы. Но большая часть понесенных народами СССР жертв – это жертвы гитлеровского геноцида, мирные люди… Это цена фашистской агрессии, и, если бы не одержанная в 1945 году Победа, число жертв было бы на порядок большим.

«Мощь СССР» сильно преувеличена


В ходе всей войны
Советский Союз уступал Германии и ее союзникам и в человеческих, и в материальных ресурсах. Из материалов учебников этого не видно: иногда создается образ, будто СССР имел подавляющее количественное превосходство в человеческих и материальных ресурсах. Ничего подобного! СССР не Голиаф, который сражался против Давида:

  • в 1941–1942 годах была потеряна территория, на которой до войны проживало 40% населения;

  • более 70 миллионов человек оказались на оккупированной немцами территории;

  • вплоть до 1943 года наша страна сражалась в очень невыгодных условиях, потребовавших от всего народа поистине жертвенного подвига.

Не существует общих «ошибок командования» – нужны конкретные факты


Для нас стало привычным ругать советское верховное главнокомандование или командующих фронтами и армиями за допущенные ими ошибки в планировании и руководстве теми или иными операциями на фронтах Великой Отечественной войны. Плохо, когда эта критика голословна, а критик не в состоянии определить, в чем же конкретно был допущен просчет и какова его причина (речь, конечно, идет не о ссылках на «упрямство» или «необъяснимую слепоту» Сталина или Жукова – такие объяснения на самом деле для понимания ничего не дают).

Красная армия была освободительной – это правда


Как быть, если школьник на уроке поднимает вопрос об информации, компрометирующей советскую армию? Война – это всегда ужас, всегда боль и страдание людей. Но чтобы понять разницу между ролью Германии и СССР в Великой Отечественной войне, недостаточно обращаться к одним только ужасам. Любой историк понимает, что на основе яркого примера, вырванного из контекста, можно построить любой обобщающий образ, поэтому
главная опора учителя – факты, статистические данные.

От боевых действий на территории СССР погибло в 20 раз больше мирных жителей, чем от действий Красной армии на территории Германии. Если разница настолько велика, то ее не объяснишь качеством вооружения: здесь речь шла именно о задаче – уничтожить.

Есть море источников, которые подтверждают, что нацистское руководство сознательно ставило задачу по расчеловечиванию своей армии, превращению солдат в машины для убийства. А советская армия была поистине освободительной. На оккупированных территориях немцы устраивали насильственный голод, а Красная армия кормила немцев из полевых кухонь, не оставляла их без медицинской помощи.

Возник спор? Обращайтесь к источникам

Если же спорный момент возник, не поленитесь критиковать конструктивно: обратитесь к достоверному источнику. В помощь вам фундаментальное исследование – 12-томник «Великая Отечественная война», издание которого завершено в 2015 году. Он есть в открытом доступе на сайте Миноброны, написан при участии не только историков, но и настоящих экспертов военного дела. А голословные фразы вроде «операция окончилась неудачей из-за ошибок командования» поверхностны, неубедительны и мало что объясняют и вам, и вашим ученикам.

photo
Никифоров Юрий Александрович

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории войн и геополитики ИВИ РАН, начальник научного отдела РВИО

Теги:История России,Основное общее образование,Среднее общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль