Перевёрнутое обучение: преимущества и недостатки

«Неграмотными людьми XXI века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться» (Алвин Тоффлер, философ).

Принципиально новый подход к процессу обучения пришел к нам благодаря стараниям американских учителей химии Аарону Самсу и Джонатану Бергманну из Woodland Park High School. Преподаватели посчитали, что тратить драгоценное урочное время на объяснение нового материала контрпродуктивно. Гораздо эффективнее будет записать все объяснения новых тем в форме видеолекций и предложить изучение таких роликов в качестве домашнего задания учащимся. Соответственно, практику по новому, заранее изученному материалу школьникам предлагается выполнять уже в стенах родного образовательного учреждения под контролем учителя.

Поясняя принцип новой методики обучения, один из авторов, Аарон Самс, сообщает:

«Когда студенты приходят в аудиторию, они появляются не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома с помощью видео».

Начиная с 2008 года американские основатели идеи перевернутого обучения (flipped learning) стали записывать свои лекции в формате видео и предлагать их для изучения своим ученикам в качестве домашнего задания. Разделяя взгляды своих коллег, учителя со всех уголков света переняли полезную методику и так же стали записывать собственные обучающие ролики.

Что требуется от учителя?

Итак, преподаватель с помощью специальной аппаратуры и различных программ записывает собственную лекцию на ту или иную тему. Далее размещает обучающий ролик на особом ресурсе или отправляет на личную почту ученикам. В качестве небольшого закрепления нового материала, а также проверки усвоения новой темы к лекции может прилагаться легкий тест или задание.

Несмотря на кажущуюся несложность действий от учителя требуется не просто «наговорить» материал, но подать его в таком виде, чтобы учащиеся заинтересовались предложенной информацией, не отвлекались во время просмотра и усвоили всё должным образом. Более того, подобным формат получения знаний должен сформировать в школьнике умение самостоятельно изучать тот или иной вопрос вне контроля со стороны преподавателя или родителей, стоящих «над душой».

В связи с сущностью перевёрнутой методики — подготовки лекций в видеоформате — не всем учителям под силу «влиться» в нововведение. Преподаватели солидного возраста с трудом переходят на использование современных гаджетов, да и мысль о переквалификации учителя в тьюторы также доступна для понимания далеко не всем.

Что требуется от ученика?

Для участия в процессе перевернутого обучения учащийся должен иметь технические средства для получения и просмотра видеолекций. Обладание усидчивостью, концентрацией и самоорганизацией должно прилагаться к ученику по умолчанию.

Плюсы перевёрнутого обучения

  1. Комфорт и личное время. Преподаватель лично выбирает время для записи своих обучающих видео, учащийся самостоятельно определяет время, место и темп для просмотра лекций.

  2. Индивидуальный подход. Формат видео позволяет сохранить личностный подход к каждому ученику, кажется, будто новый материал преподаётся именно для тебя, а не для всего класса.

  3. Всеобъемлющий прием. Преподаватель строит свои лекции и практику таким образом, чтобы каждый ученик в классе получил задание.

  4. Удобный формат. Модель предполагает просмотр каждого обучающего ролика неоднократное количество раз, а также возвращение к пройденному материалу, как только это потребуется.

  5. Максимальная практика! Всё урочное время посвящено практическим занятиям: семинары, лабораторные и контрольные работы, коллоквиумы, обсуждения и т.п.

  6. Универсальность формата. Формат перевернутого обучения подходит для любого возраста учеников: и для начальных, и для средних, и для старших классов.

Минусы перевёрнутого обучения

  1. Логично, что новая модель обучения будет «работать» только в случае, если к нововведениям готовы и преподавательский состав, и ученики. Учителя должны принять новую для них роль «тьютора-наставника», умело обращаться с современной техникой и компьютерными программами и быть превосходными ораторами. От учеников требуется готовность к самостоятельному изучению материала, организация, а также способность общаться с учителем в формате «вопрос-ответ» на специальных сервисах, если возникнет подобная необходимость.

  2. Моральная готовность преподавателей и учеников к новому формату. В процессе записи лекции учитель должен быть способен не только верно и чётко подать новый материал по своему предмету, но и удерживать внимание и интерес ученика на протяжении долгого времени. Школьник же, в свою очередь, должен быть мотивирован получать новую информацию самостоятельно, при том, что меняется цель обучения: изучить лекцию следует не для оценки, а для получения знаний! Более того, если материал не понят или не усвоен с первого раза, необходимо вернуться к началу и уточнить все неясные моменты — и снова — всё это следует делать самостоятельно! 

  3. Неготовность большинства российских школ к полному изменению системы образования.

Модель перевёрнутого обучения, бесспорно, стала интересной и эффективной новинкой в мировом образовании. У этого формата, как и любой обучающей программы, есть свои преимущества и недостатки. Для перехода на «перемену мест» классной и домашней работ требуется подготовка и создание специальной «перевёрнутой» системы, с которой будут согласны и преподаватели, и ученики. Большинство российских школ ещё не готовы к таким изменениям, однако воспользоваться некоторыми принципами «flipped learning» можно уже сейчас.

photo
Семёнова Екатерина

Филолог, блогер, пишущий редактор

Теги:Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль