Социальная грамотность
Согласно Примерной программе воспитания и социализации обучающихся очень много внимания уделяется задачам воспитания. Воспитательные результаты не проверяются, не оцениваются, отметки за патриотизм не ставятся — но задачи это не умаляет. Поэтому социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов.
Из чего складывается социальная функциональная грамотность школьника?
Готовность успешно социализироваться, существовать в разных ситуациях. Бывает, что ребенок, открытый и контактный, вдруг в первом классе попадает в петлю прилюдного одиночества. В чем причина? Возможно, он просто не может приспособиться. Тогда ему особенно нужна помощь и поддержка педагога.
Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность скорректировать ситуацию. Навык предвидеть, думать на шаг вперед крайне важен для социализации. Почаще задавайте детям вопросы — а что будет, если? Придумаем разные варианты? Как могут развиваться события? Формировать предвидение — значит во многом обеспечить правильную реакцию ребенка на ситуацию.
Наличие у ребенка определенных личностных качеств — ответственности, целеустремленности, дисциплинированности. Без определенного уровня личностной зрелости, действительно, не может существовать социально грамотная личность.
ФГОС заставляют по-новому посмотреть на поведенческую модель человека. Путь от знаний к поведению, ценностям и смыслам лежит только через мотивацию. Если не сформирован мотив последующего действия, если ученик не понимает, зачем что-либо делать, что будет, если сделать или не сделать, в чем опасность — от него пока рано ждать осмысленной деятельности как таковой.
Еще одно важное наблюдение: знания не определяют характера поведения. Наша задача — сформировать для них реально действующие мотивы.
В вопросе социальной грамотности никуда не уйти от нравственных вопросов, а нравственный закон проверяется только в условиях конфликта, провокации. Полезно создавать учебные ситуации, в которых ребенок учился бы применять свой опыт, оценивать реальные ситуации. Здесь очень ценен вопрос — а как бы ты поступил, если...? Пусть ученики тренируются анализировать воображаемую ситуацию. Затем можно поработать в парах, группах и составить памятки для всего класса и всем классом о том, как себя вести в той или иной ситуации? Какие модели поведения приемлемы, а какие нет?
В процессе формирования социальной грамотности младших школьников большую роль играет организация форм совместной деятельности. К сожалению, сейчас дошкольники не слишком хорошо умеют сотрудничать: чаще всего их бросает из крайности в крайность, от полного подчинения до активного лидерства.
Умение договариваться, уступать, оценивать общую работу формируется в парах, в группах — и, по возможности, без слишком активного участия педагога. Часто школьники не умеют строить совместную деятельность, потому что все их действия регулируются и контролируются наставником: кто будет главным, как фиксировать результаты, кто в споре прав и т.д.для всех педагогов задание «на вырост» — позволить детям воспользоваться ситуацией, когда им придется договориться по поводу совместной деятельности самостоятельно.