Работа с текстами на уроках русского в начальных классах — это не только правильное чтение, но и изучение содержания, разбор тезисов. Рассмотрим, на основе каких составляющих формируются нужные навыки.
Тема текста. Далеко не все ученики умеют ее выделять. Многие дети воспринимают текст как набор связанных предложений, а не как единицу речи. Для начала учим ребенка разделять понятия «предложение» (краткое высказывание) и «текст» (развернутое высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой).
Заголовок текста заслуживает особого внимания, поскольку нередко содержит тему. Пример задания: «Определи, какой из представленных заголовков больше подходит тексту». Учим ребенка и находить, и самостоятельно формулировать темы. Для групповой работы и организации дискуссии подходит задание: «Придумай, как можно озаглавить текст».
Основная мысль текста. С 3 класса ребенок должен различать понятия «тема» (предмет разговора) и «главная мысль» (то, ради чего написан текст). Суть может быть и очевидной, и скрытой. В УМК «Планета знаний» представлены разные способы выражения основной мысли.
Последовательность предложений в тексте. Учим ребенка упорядочивать информацию, что тоже является метапредметным умением. Для начала даем упражнения со знакомыми текстами (например, сказками). На следующем этапе — усложняем задачу. Пример задания: «Помоги девочке, которая написала эти предложения, последовательно рассказать об увиденном. Какой рассказ получился? Запиши его. Озаглавь».
Части текста. Выделяя и озаглавливая части текста, ребенок, фактически, учится составлять план. Важно показать целесообразность работы, объяснить, что план поможет выполнить пересказ. Для начала обсуждаем с детьми готовые планы, и только потом — учим озаглавливать части самостоятельно. Пример задания: «Выбери, какой заголовок точнее отражает главное в каждой части текста, или предложи свой». Многим детям помогает составлять планы зрительное восприятие, поэтому его нужно развивать. Пример задания: «Изложи текст письменно. Представь, что ты снимаешь видеофильм и выбираешь кадры».
Информация из текста. Дети легко находят ее, когда факты представлены явно — однако так бывает не всегда, поэтому учим ребят мыслить логически и делать выводы. Хорошим подспорьем в этом деле становятся загадки: в них даны признаки, на основе которых ученик должен понять предмет разговора. Также помогает изучение пословиц: ребенку приходится смотреть вглубь текстовой информации.
Формы текста. Помогаем ребенку представлять полученную информацию разными способами, в том числе в виде схем, таблиц, диаграмм. Пример задания: «Собери в данную схему информацию о звуках. На основе схемы расскажи о каждой группе звуков».
Виды текста. В УМК корпорации «Российский учебник» мы используем и научно-познавательные, и художественные тексты, в том числе стихи и басни. Важно, чтобы ребенок умел искать информацию и понимать прочитанное, опираясь не только на содержание текста, но и на жанр, структуру, выразительные средства языка. Кроме произведений писателей и поэтов ученики могут читать и тексты, созданные детьми. Это снимает психологические барьеры, дает ребенку уверенность в своих силах. Пример задания: «Прочитай, как и что о своей неожиданной встрече поведала одна школьница. Какой тип высказывания (текста) она использовала?».