Формирование навыков самоконтроля и самопроверки на уроках русского языка в начальной школе

Почему так важны навыки самоконтроля и самопроверки? Какие задания и упражнения помогут их сформировать уже в начальной школе?

Вопрос формирования регулятивных универсальных учебных действий — действий самоконтроля и самопроверки остается сегодня наиболее важным и актуальным. Дети приходят в школу с повышенной гиперопекой со стороны родителей, а педагогам необходимо научить школьников адекватно оценивать свои действия, контролировать и проверять себя. Эти умения необходимы ребенку и помогают подготовить его к будущему.

За годы реализации стандартов учителя научились отслеживать сформированность результатов на конец учебного года с помощью психолого-педагогических методик, всероссийских проверочных работ и комплексно-контрольных работ. Но у педагога возникает необходимость проследить формирование полученных навыков. Все эти работы и тестовые методики дают возможность увидеть, насколько сформирован и налажен сам процесс.

О диагностике и формировании метапредметных результатов нам говорят, в первую очередь, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Оценка достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы начального общего образования включает в себя результаты промежуточной аттестации обучающихся. Они отражают динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по отдельной части или всему объему учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы начального общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования. Сделаем акцент только на ряде метапредметных результатов, которые включают в себя следующие пункты:

  • универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);

  • универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);

  • универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль);

«Нами было разработано пособие для диагностики метапредметных результатов обучения русскому языку на предметном материале. Мы представляем тетрадь для 1 класса, которая поможет в оценке текущего уровня предметных и метапредметных результатов, а также выявить, что ребенок уже умеет, какие трудности испытывает».

Все задания в пособии сформированы по 8 основным показателям:

  • умение выбирать известную информацию, определять тему, цель, задачи урока, прогнозировать результат, волевая саморегуляция;

  • умение оценивать результаты своей работы, адекватность оценки и

  • самооценки;

  • умение планировать деятельность, осуществлять контроль своих действий, взаимоконтроль;

  • умение конструировать, составлять схемы-модели, читать схему-модель;

  • умение структурировать знания, работать с таблицей;

  • умение производить анализ, синтез, умение договариваться и работать в паре;

  • умение осуществлять классификацию и сравнение по разным основаниям, доказывать свою точку зрения, строить монологические высказывания;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие;

Эти 8 показателей не являются одинаковыми для того или иного раздела по русскому языку. Здесь учитывается специфика тем и уроков. Если школьники изучают слово, его лексическое значение, то здесь речь о моделировании вести еще рано. Но при изучении раздела «звуки и буквы» или «состав слова» моделирование будет одним из основных умений.

По каждому показателю предлагается шесть тестовых заданий на основе предметного материала. А в конце дается ключ (методический комментарий) по определению уровня сформированности предметных и метапредметных действий. Задания можно использовать по отдельности, можно из них составить диагностическую работу, а также можно использовать данные задания для тренировки.

Разбор конкретных диагностических заданий представлен в практической части вебинара:

Тестовые задания

Поскольку во многих школах отметочная 5-ти бальная система вводится преимущественного со второго класса, мы мягко готовим детей к восприятию балльной системы с первого. Рекомендуется вводить мягкий рейтинг или предрейтинговую систему, для грамотного формирования в пособиях даются критерии оценки заданий.

1 класс

Тренируем умение выбирать известную информацию, определять тему, цель, задачи урока, а также прогнозировать результат. Это все — волевая саморегуляция.

Критерии оценки:

1 балл – правильно выполнил

0 баллов – допустил ошибку

Тренируем умение оценивать результаты своей работы

Критерии оценки:

2 балла – даны верный ответ и оценка

1 балл – ответ дан верный, но оценка неверная

0 баллов – задание выполнено неверно

2 класс

Тренируем умение планировать деятельность, осуществлять контроль своих действий, взаимоконтроль

Критерии оценки. Задание оценивается в два этапа.

Первый — это правильность выписывания слов

  • 3 балла — правильно выписаны четыре слова
  • 2 балла — допущена одна ошибка
  • 1 балл — допущено две ошибки
  • 0 баллов — задание выполнено неверно

Второй — это правильность выбора необходимых теоретических сведений

  • 2 балла — правильно выбраны два теоретических сведения
  • 1 балл — правильно выбрано одно теоретическое сведение

Тренируем умение конструировать, составлять схемы-модели. 

Тренируем умение структурировать знания и работать с таблицей. 

Тренируем умение работать в команде, договариваться, проводить анализ. 

 

Развиваем умение осуществлять классификацию и сравнение по разным основаниям, доказывать свою точку зрения, строить монологические высказывания.

Диагностическая работа

Помимо тестовых заданий, которые позволяют проверить на уроке за достаточно короткое время, как формируются у детей метапредметные и предметные навыки, учебное пособие предлагает диагностическую работу, находящуюся в конце тетради. Эта система из 10 заданий, которые рассчитаны на определение уровня сформированности как предметных знаний и умений, так и метапредметных. 6 из этих заданий являются обязательными, а 4 — дополнительные. 

Задания распределяются по трем уровням сложности — репродуктивный, конструктивный, творческий — и составлены с учётом всех предметных и метапредметных показателей по разделу.

Из 10 заданий 2 носят информационный характер, 2 — репродуктивный характер, 4 —конструктивный, 2 — творческий.

  • Задания репродуктивного характера определяют уровень фактических знаний в соответствии с требованиями ФГОС и учебной программы, умение работать по предложенному образцу, алгоритму, плану.
  • Задания конструктивного характера проверяют уровень умения применять полученные знания на практике в привычной (стандартной) ситуации, создавать собственный алгоритм на основе известных, усвоенных действий.
  • Задания творческого характера выявляют уровень эрудиции, способность применять знания и умения в нестандартных ситуациях, новых условиях, умение создавать собственный (оригинальный) продукт.

 

С другими заданиями и их разбором рекомендуем ознакомиться в видео.

Русский язык. Тетрадь для самопроверки знаний и умений. 1 классМишина Алевтина Петровна
В данном пособии представлены работы для диагностики как предметных, так и метапредметных результатов обучения русскому языку в 1 классе. Содержание заданий соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому тетрадь может быть использована при работе по любому УМК «Русский язык». Основное назначение данного пособия — помощь учителю в определении результативности формирования предметных и метапредметных умений учащихся. К каждой работе даны верные ответы и критерии оценивания, которые читают взрослые.
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Теги:Обучение грамоте,Русский язык,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль