- 13 мая 2020
- 5653
- 15 мин
Формирование навыков самоконтроля и самопроверки на уроках русского языка в начальной школе
Почему так важны навыки самоконтроля и самопроверки? Какие задания и упражнения помогут их сформировать уже в начальной школе?
Вопрос формирования регулятивных универсальных учебных действий — действий самоконтроля и самопроверки остается сегодня наиболее важным и актуальным. Дети приходят в школу с повышенной гиперопекой со стороны родителей, а педагогам необходимо научить школьников адекватно оценивать свои действия, контролировать и проверять себя. Эти умения необходимы ребенку и помогают подготовить его к будущему.
За годы реализации стандартов учителя научились отслеживать сформированность результатов на конец учебного года с помощью психолого-педагогических методик, всероссийских проверочных работ и комплексно-контрольных работ. Но у педагога возникает необходимость проследить формирование полученных навыков. Все эти работы и тестовые методики дают возможность увидеть, насколько сформирован и налажен сам процесс.
О диагностике и формировании метапредметных результатов нам говорят, в первую очередь, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Оценка достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы начального общего образования включает в себя результаты промежуточной аттестации обучающихся. Они отражают динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по отдельной части или всему объему учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы начального общего образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования. Сделаем акцент только на ряде метапредметных результатов, которые включают в себя следующие пункты:
универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);
универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);
универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль);
Все задания в пособии сформированы по 8 основным показателям:
умение выбирать известную информацию, определять тему, цель, задачи урока, прогнозировать результат, волевая саморегуляция;
умение оценивать результаты своей работы, адекватность оценки и
самооценки;
умение планировать деятельность, осуществлять контроль своих действий, взаимоконтроль;
умение конструировать, составлять схемы-модели, читать схему-модель;
умение структурировать знания, работать с таблицей;
умение производить анализ, синтез, умение договариваться и работать в паре;
умение осуществлять классификацию и сравнение по разным основаниям, доказывать свою точку зрения, строить монологические высказывания;
умение устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие;
Эти 8 показателей не являются одинаковыми для того или иного раздела по русскому языку. Здесь учитывается специфика тем и уроков. Если школьники изучают слово, его лексическое значение, то здесь речь о моделировании вести еще рано. Но при изучении раздела «звуки и буквы» или «состав слова» моделирование будет одним из основных умений.
По каждому показателю предлагается шесть тестовых заданий на основе предметного материала. А в конце дается ключ (методический комментарий) по определению уровня сформированности предметных и метапредметных действий. Задания можно использовать по отдельности, можно из них составить диагностическую работу, а также можно использовать данные задания для тренировки.
Разбор конкретных диагностических заданий представлен в практической части вебинара:
Тестовые задания
Поскольку во многих школах отметочная 5-ти бальная система вводится преимущественного со второго класса, мы мягко готовим детей к восприятию балльной системы с первого. Рекомендуется вводить мягкий рейтинг или предрейтинговую систему, для грамотного формирования в пособиях даются критерии оценки заданий.
1 класс
Тренируем умение выбирать известную информацию, определять тему, цель, задачи урока, а также прогнозировать результат. Это все — волевая саморегуляция.

Критерии оценки:
1 балл – правильно выполнил
0 баллов – допустил ошибку
Тренируем умение оценивать результаты своей работы

Критерии оценки:
2 балла – даны верный ответ и оценка
1 балл – ответ дан верный, но оценка неверная
0 баллов – задание выполнено неверно
2 класс
Тренируем умение планировать деятельность, осуществлять контроль своих действий, взаимоконтроль

Критерии оценки. Задание оценивается в два этапа.
Первый — это правильность выписывания слов
- 3 балла — правильно выписаны четыре слова
- 2 балла — допущена одна ошибка
- 1 балл — допущено две ошибки
- 0 баллов — задание выполнено неверно
Второй — это правильность выбора необходимых теоретических сведений
- 2 балла — правильно выбраны два теоретических сведения
- 1 балл — правильно выбрано одно теоретическое сведение
Тренируем умение конструировать, составлять схемы-модели.

Тренируем умение структурировать знания и работать с таблицей.

Тренируем умение работать в команде, договариваться, проводить анализ.
Развиваем умение осуществлять классификацию и сравнение по разным основаниям, доказывать свою точку зрения, строить монологические высказывания.

Диагностическая работа
Помимо тестовых заданий, которые позволяют проверить на уроке за достаточно короткое время, как формируются у детей метапредметные и предметные навыки, учебное пособие предлагает диагностическую работу, находящуюся в конце тетради. Эта система из 10 заданий, которые рассчитаны на определение уровня сформированности как предметных знаний и умений, так и метапредметных. 6 из этих заданий являются обязательными, а 4 — дополнительные.
Задания распределяются по трем уровням сложности — репродуктивный, конструктивный, творческий — и составлены с учётом всех предметных и метапредметных показателей по разделу.
Из 10 заданий 2 носят информационный характер, 2 — репродуктивный характер, 4 —конструктивный, 2 — творческий.
- Задания репродуктивного характера определяют уровень фактических знаний в соответствии с требованиями ФГОС и учебной программы, умение работать по предложенному образцу, алгоритму, плану.
- Задания конструктивного характера проверяют уровень умения применять полученные знания на практике в привычной (стандартной) ситуации, создавать собственный алгоритм на основе известных, усвоенных действий.
- Задания творческого характера выявляют уровень эрудиции, способность применять знания и умения в нестандартных ситуациях, новых условиях, умение создавать собственный (оригинальный) продукт.
С другими заданиями и их разбором рекомендуем ознакомиться в видео.


Понравился материал? Расскажите другим