Учимся осмысленному чтению. Какие стратегии чтения являются эффективными?

Вместе с экспертом, Мариной Низеньковой, разберемся в терминологии, рассмотрим эффективные стратегии чтения и педагогические приемы из учебников.

Ситуация чтения: что происходит и зачем об этом задумываться

Сегодня повсеместно обсуждаются исследования PIRLS и PISA. Первое оценивает читательскую грамотность младшеклассников, их умения понимать и использовать письменную речь. Здесь мы занимаем лидирующие позиции. Второе исследование проверяет, насколько хорошо уже взрослые ребята умеют применять знания – в том числе размышлять над текстами и использовать их для достижения целей. Тут показатели регулярно падают: уже 31-е место по читательской грамотности в 2018 году (против 26 в 2015). 

Специалисты разделяют современную грамотность на читательскую и функциональную. При этом функциональная грамотность тоже имеет отношение к чтению: в нее входят умения найти информацию в книге или статье, осмыслить полученные данные. Это называется «Функциональное чтение».

Сама ситуация чтения требует ответа на три главных вопроса:

  • Что? (книгу нон-фикшн, любовный роман, статью в интернете и т.д.)
  • Зачем? (отвлечься, повысить профессиональный уровень, разобраться в проблемах учеников-подростков и т.д.)
  • Как? (бегло, вчитываясь, отмечая нужные факты и т.д.)

Разумеется, в обыденной жизни мы редко выбираем стратегию чтения – точнее, определяем ее неосознанно, «на автомате». Но для того, чтобы обучить детей осмысленному подходу к текстам, лучше лишний раз продумать стратегии, то есть приемы для полного освоения материала.

Виды чтения можно представить в форме следующей таблицы.

Вид Цель Задания
Просмотровое Получение общего представления об информации, содержащейся в тексте. Просмотрите текст и определите…



Просмотрите текст и объясните…
Ознакомительное = беглое Извлечение основной информации. Выделяется тема, основная мысль, опускаются детали. Прочитайте и определите главную мысль…



Какая проблема поднимается в тексте?
Изучающее Полное точное понимание содержания. Вдумчиво прочитайте текст и разделите на абзацы.



Ответьте на вопросы.
Поисковое Нахождение значимых элементов информации. Найдите в тексте…

Рассмотрим подробнее ключевые понятия в современных методиках обучения чтению, их сходства и различия.

Технологии продуктивного и смыслового чтения, ТРКМЧП

Технология продуктивного чтения – природосообразный способ обучить детей воспринимать и понимать текст, формировать собственный взгляд на автора и содержание. Технология опирается на законы читательской деятельности и конкретные приемы. Она применяется на начальном этапе воспитания читателей, то есть в младших классах.

Смысловое чтение – то, чему мы обучаем детей постарше, в основной школе. Как понятно из названия, речь идет о работе над смыслом текста. Сюда входит принятие коммуникативной задачи, выделение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – еще одно важное направление. Оно ведет к тому, чтобы школьники научились действовать по принципу: вызов (побуждение) → осмысление (получение новой информации) → рефлексия (рождение нового знания).

Что авторы учебников предлагают для развития осмысленного чтения

  • Реферат, доклад. Правильная организация работы над рефератом и докладом позволяет добиться неожиданных, высоких результатов даже от «средних» учеников. Чтобы увлечь ребенка, помочь ему себя проявить, нужно дать ему интересную тему и источники информации с диаметрально противоположными мнениями, предоставив школьнику возможность определить, сформулировать, аргументировать и презентовать свою точку зрения.

  • Конспектирование. Навык полезен, безусловно, и в школе, и в высших учебных заведениях. Конспектирование бывает не только текстовое, но и опорное, в форме схем и таблиц. Предлагаем вам шаблоны электронных конспектов: «Бортовой журнал» и «Дневник».

  • Несплошной текст. Создание интеллект-карт позволит ученикам анализировать информацию из таблиц и графиков, самим систематизировать свои знания. Это умение пригодится ребятам во многих профессиях. Представляем вам несколько сервисов для создания интеллект-карт, инфографик, которые можно использовать в домашних заданиях, исследовательской и проектной деятельности: mind, Mind42, Mindomo, Cacoo.

photo
Низенькова Марина Геннадьевна

Методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник»

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Литература,Основное общее образование,Русский язык,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль