Игровые технологии на уроках русского языка

Даже взрослые с удовольствием играют в интерактивные игры. Поэтому можно сказать, что игровая педагогическая технология актуальна в любом возрасте.

Известный советский педагог и психолог Алексей Леонтьев утверждал, что задача в игре не выиграть, а играть. То есть важен сам процесс и эмоции, полученные в ходе игры. На уроках русского языка или литературы эмоция помогает закрепить знания, облегчает запоминание теоретической части предмета. Поэтому цель игры — пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Кроме того, игра формирует фонематическое восприятие слова, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, стимулирует развитие речи, потому что именно в игре возникает коммуникация.

Учителям же важна дидактическая игра, ведь она является средством активизации деятельности. Для того, чтобы пробудить интерес к русскому языку, нужно играть. И это проще, чем кажется — любое задание и упражнение на отработку текущего материала можно превратить в игру, если сделать завлекательную часть, если смотивировать учащихся на соревнование. Игра тренирует память, развивает коммуникативные навыки, воспитывает и дисциплинирует.

Значение игровой деятельности

  • Раскрепощение в поведении школьника, творческая самоактуализация личности

  • Создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие УУД учащихся

  • Развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной и двигательной сферы детей

Структура дидактической игры

Педагог для себя формулирует цель игры, так появляется дидактическая задача. А вот игровая задача озвучивается ученикам, это те цели, которых должны достичь дети в процессе игры («кто быстрее», «какая команда лучше»). Игровые действия могут быть простыми (разгадывание кроссворда) и сложными (квест или викторина). Чем сложнее задания, тем интереснее играть. Правила игры устанавливаются педагогом и обязательно проговариваются учащимся. Важный момент в учебной дидактической игре — подведение итогов, причем с подробным их разбором. Детям важно услышать, почему их команда успешно дошла до финиша, или каких умений команде не хватило, чтобы победить.

Когда играть?

Можно играть по 5-7 минут на каждом уроке. Стоит учесть, что если выбирать эмоциональную игру, то лучше ее проводить в конце урока, поскольку возбужденные дети не смогут вернуться к учебным действиям. Главное правило — играть должен весь класс, даже если игра предусматривает работу у доски лишь по 1-2 человека, остальные дети все равно должны быть включены в игру. Как? — Можно придумать им нейтральные роли — жюри, эксперты и т.д.

Также важно учесть возрастные и психологические особенности детей конкретного класса. Учитель как никто другой видит, в какое время урока какую по темпу игру проводить вместе с данными детьми.

Игрой можно завершить четверть и посвятить ей целое занятие, закрепляя пройденный материал в игровой форме.

Где и как найти материал для создания игровых заданий?

Конечно, в книжных магазинах и на различных сайтах можно найти много игрового материала. Однако зачем тратить свое время на поиски, если самое доступное уже есть под рукой — это учебники. Рассмотрим примеры заданий из учебной литературы корпорации «Российский учебник». Данные задания можно превратить в дидактические игры и использовать на уроке.

УМК под редакцией А.Д. Шмелева

Данный комплект составлен по модульному принципу. В конце каждого модуля дается раздел «Повторение», задания из которого можно легко превратить в игру.

Пример игрового задания: Прочитайте определение термина логогриф и разгадайте загадку. Логогриф — это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значение в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). Происходит термин от греческих слов логос (слово) и грифос (загадка). (Л.Калашникова)

Готов вас напоить водой,

Но Э прибавьте мне в начале,

И соберу перед собой

Я зрителей в квартире, зале.

Русский язык. 6 кл. Рабочая тетрадь. Шапиро Надежда Ароновна
Тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником "Русский язык. 6 класс" под редакцией А.Д. Шмелёва, входящим в систему "Алгоритм успеха", или другими учебниками. Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами раздела "Правописание". Разноплановые задания предполагают работу с лексическим значением, морфемной структурой, морфологическими признаками и синтаксической функцией слов. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Пример проектного задания для работы в группе: Подготовьте выступление для праздника славянской письменности на тему «Из истории букв русского алфавита». Тексты из этой главы вы можете использовать для рассказа о букве «Ё». Придумайте оформление доклада или разработайте сценарий представления. Используйте возможности компьютерной презентации.

Пример проектного задания для работы в группе: Понаблюдайте за своей речью и речью своих знакомых и запишите слова, в произношении которых вы делаете ошибки. Сравните списки и составьте общую анкету. Проведите опрос одноклассников и установите, в каких словах ошибки случаются чаще всего. Составьте список самых трудных слов. Для чего вы можете его использовать?

Игровые задания можно найти и в рабочих тетрадях для 5-6 классов (УМК под редакцией А.Д.Шмелева)

Пример задания для работы в группе: Устройте соревнование — кто подберет и правильно запишет больше слов каждой тематической группы. Можете предложить другие тематические группы для соревнования.

  1. Летние виды спорта — ...

  2. Единицы измерения времени — ...

  3. Атмосферные осадки — ...

  4. Верхняя одежда — ...

УМК под редакцией В.В.Бабайцевой

Данный комплект он состоит из 3-х частей — теория, практика и развитие речи. Игровые задания следует искать в части практика и развитие речи.

Пример 1. Посоревнуйтесь. Откройте орфографический словарь на странице, где начинаются слова на любую букву (на­пример, на к, п, о и др.). Кто быстрее найдет 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне и 5 слов с непроверяемой гласной?

Пример 2. Из «Словаря языка Пушкина» мы узнаем, что А. С. Пушкин в своих произведениях употребил слово добрый 277 раз (а слово злой — 113 раз).

1) Найдите в произведениях Пушкина и других писателей примеры (отрывки, строки), в которых используется прилагательное добрый. Запишите эти примеры. Подумайте, в каких значениях употребляется это слово.

2) Обсудите результаты выполнения этого задания.

Пример 3. Подготовьтесь к выразительному чтению текста Н. Носова по ролям. Кому удалось прочитать его так, чтобы рассмешить слушателей?

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Братцы! — закричал Торопыжка. — Что он про меня сочи­няет? Никакого холодного утюга я не глотал.

Да ты не кричи, — ответил Незнайка. — Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.

Так я же ведь никакого утюга не глотал в жизни, ни холод­ного, ни горячего! — кричал Торопыжка.

А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что мо­жешь успокоиться, — ответил Незнайка.

Укажите личные местоимения. Какие существительные соответству­ют им по значению? Продолжите рассказ.

Пример 4. Как вы понимаете, что такое потешки? Подберите родствен­ные слова. Восстановите порядок реплик в потешках; запишите их, потом разыграйте (прочитайте в лицах).

1) — Да он меня не пускает!

— Не идет!

Так веди сюда!

— Так сам иди!

Я медведя поймал!

2) — А Петр что делает?

— А что делаешь?

— В горнице.

— Где ты, брат Иван?

— Да на печи лежит.

Помогаю Петру.

УМК под редакцией М.М.Разумовской

В учебниках данного комплекта представлено не очень много игровых заданий, однако в рабочих тетрадях они есть. Эти задания очень глубокие и содержательные, направленные на работу с текстом:

Задание 1. Назовите три условия, которые необходимы для того, чтобы состоялось речевое общение. А теперь рассмотрите ситуации и охарактеризуйте условия общения в каждом случае.

1) Вы с товарищами пришли на занятие спортивной секции. С кем вы будете разговаривать? Какова цель, причина общения? О чем и как вы будете говорить с тренером?

2) Вы посмотрели познавательный фильм о жизни животных. Хотели поделиться впечатлениями с товарищем, а он не стал слу­шать. Разговор не получился. Какое важное для общения условие отсутствовало?

3) Вместе с соседом-французом вы активно «болели» на стадионе за одну и ту же футбольную команду. Однако по окончании матча общения, к сожалению, не произошло. Почему?

УМК «Русская словесность» под редакцией Р.И.Альбетковой

Настоящая находка для учителей. Рекомендуем данный комплект в качестве методического пособия тем педагогам, которые ведут кружки, кто работает в классах с углубленным изучением русского языка. Обратите внимание на то, что в конце каждого параграфа в учебниках данного УМК представлен раздел «Играем со словами!»

Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадьЛитвинова Марина Михайловна
Рабочая тетрадь входит в состав УМК по русскому языку М.М. Разумовской, В.В. Львова. Она предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по орфографии, совершенствования их способностей понимать и осмысливать чужие высказывания, свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Специальными значками в тетради отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки лингвистических явлений, преобразовывать информацию и т. д.) и личностных качеств учеников.

Яшкарина Ольга

редактор сайта

Теги:Основное общее образование,Русский язык

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль