Известный советский педагог и психолог Алексей Леонтьев утверждал, что задача в игре не выиграть, а играть. То есть важен сам процесс и эмоции, полученные в ходе игры. На уроках русского языка или литературы эмоция помогает закрепить знания, облегчает запоминание теоретической части предмета. Поэтому цель игры — пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Кроме того, игра формирует фонематическое восприятие слова, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, стимулирует развитие речи, потому что именно в игре возникает коммуникация.
Учителям же важна дидактическая игра, ведь она является средством активизации деятельности. Для того, чтобы пробудить интерес к русскому языку, нужно играть. И это проще, чем кажется — любое задание и упражнение на отработку текущего материала можно превратить в игру, если сделать завлекательную часть, если смотивировать учащихся на соревнование. Игра тренирует память, развивает коммуникативные навыки, воспитывает и дисциплинирует.
Значение игровой деятельности
Раскрепощение в поведении школьника, творческая самоактуализация личности
Создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие УУД учащихся
Развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной и двигательной сферы детей
Структура дидактической игры
Педагог для себя формулирует цель игры, так появляется дидактическая задача. А вот игровая задача озвучивается ученикам, это те цели, которых должны достичь дети в процессе игры («кто быстрее», «какая команда лучше»). Игровые действия могут быть простыми (разгадывание кроссворда) и сложными (квест или викторина). Чем сложнее задания, тем интереснее играть. Правила игры устанавливаются педагогом и обязательно проговариваются учащимся. Важный момент в учебной дидактической игре — подведение итогов, причем с подробным их разбором. Детям важно услышать, почему их команда успешно дошла до финиша, или каких умений команде не хватило, чтобы победить.
Когда играть?
Можно играть по 5-7 минут на каждом уроке. Стоит учесть, что если выбирать эмоциональную игру, то лучше ее проводить в конце урока, поскольку возбужденные дети не смогут вернуться к учебным действиям. Главное правило — играть должен весь класс, даже если игра предусматривает работу у доски лишь по 1-2 человека, остальные дети все равно должны быть включены в игру. Как? — Можно придумать им нейтральные роли — жюри, эксперты и т.д.
Также важно учесть возрастные и психологические особенности детей конкретного класса. Учитель как никто другой видит, в какое время урока какую по темпу игру проводить вместе с данными детьми.
Игрой можно завершить четверть и посвятить ей целое занятие, закрепляя пройденный материал в игровой форме.
Где и как найти материал для создания игровых заданий?
Конечно, в книжных магазинах и на различных сайтах можно найти много игрового материала. Однако зачем тратить свое время на поиски, если самое доступное уже есть под рукой — это учебники. Рассмотрим примеры заданий из учебной литературы корпорации «Российский учебник». Данные задания можно превратить в дидактические игры и использовать на уроке.
УМК под редакцией А.Д. Шмелева
Данный комплект составлен по модульному принципу. В конце каждого модуля дается раздел «Повторение», задания из которого можно легко превратить в игру.
Пример игрового задания: Прочитайте определение термина логогриф и разгадайте загадку. Логогриф — это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значение в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). Происходит термин от греческих слов логос (слово) и грифос (загадка). (Л.Калашникова)
Готов вас напоить водой,
Но Э прибавьте мне в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале.