24 июля 2018, 14:31
7381
10 мин

Информационная грамотность в начальной школе

Разберем, как современный младшеклассник может получать и применять навыки работы с информацией.

Информационная грамотность в начальной школе

Что включает информационная грамотность школьника

Для успешной учебы в средней и старшей школе ребенку необходимо усвоить к окончанию четвертого класса ряд познавательных УУД по работе с информацией:

  • «Чтение» информации, представленной в тексте, таблице, схеме, другой модели.

  • Представление информации (краткая запись задачи, оформление ответа на вопрос и т.д.).

  • Выбор, применение, интерпретация данных.

  • Преобразование информации, использование заданной или самостоятельно выбранной модели.

  • Анализ информации, подтверждение или опровержение ее достоверности (правильности, истинности).

В процессе формирования информационной грамотности в начальной школе ученики должны прийти к следующим метапредметным результатам:

  • Проверка соответствия полученной информации поставленной задаче.

  • Применение умения работать с информацией для решения различных учебных задач.

  • Самостоятельная организация поиска информации для решения учебной задачи.

  • Комментирование хода и результата работы с информацией.

Информатика. 1 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Часть 1Аверкин Ю.А., Павлов Д.И. под ред. Горячева А.В.
Рабочая тетрадь по информатике для 1 класса позволяет предварительно познакомиться с основными темами, раскрываемыми в УМК для начальной школы под редакцией А.В. Горячева. УМК включает учебники для 2–4 классов в печатной и электронной форме, рабочие тетради для 1–4 классов, компьютерный практикум, методические пособия с поурочными разработками. Задания рабочей тетради способствуют развитию у учеников логического и алгоритмического мышления, формированию умения работать с информацией, представленной в разных видах, и представлять информацию для последующего восприятия. Может использоваться в качестве дополнительной рабочей тетради при проведении уроков по другим учебным предметам в начальной школе или во внеурочной деятельности, для занятий родителей с детьми.

Информационная компетентность в результатах международных тестов

На сегодняшний день умение школьников работать с информацией проверяют как региональные, так и международные тестирования. Так, международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS включает специальный блок «анализ данных», предусматривающий анализ, преобразование и использование информации для ответа на поставленные вопросы. Рассмотрим одно из заданий, предложенных младшеклассникам в 2011 и 2015 годах.

Задание TIMSS на применение навыков работы с информацией

На уроке учитель попросил каждого ученика назвать его любимый цвет. Все ответы были записаны на доске:

Оля — зеленый, Варя — желтый, Толя — синий, Саша — желтый, Катя — зеленый, Рома — коричневый, Жора — красный, Лида — синий, Тоня — красный, Боря — коричневый, Маша — зеленый, Паша — красный, Дима — синий, Петя — синий, Женя — желтый, Эмма — красный.

Затем учитель попросил учеников составить таблицу результатов. Вставь в таблицу пропущенные числа:

Цвет Число учеников, которым нравится этот цвет
Синий 4
Коричневый
Зеленый 3
Красный 4
Желтый

Это базовое задание на воспроизведение. В 2011 году, согласно данным Центра оценки качества образования под руководством Г.С. Ковалевой, с задачей успешно справились 84% детей. А в 2015 году — уже 94%. Все потому, что за небольшой промежуток времени между проведением тестов существенно изменилось отношение к работе с информацией, многие педагоги в младших классах стали целенаправленно уделять время формированию навыков, составляющих информационную грамотность.

Что собой представляет курс информационной культуры

ГК «Просвещение» предлагает курс по формированию информационной грамотности в начальной школе, входящий в состав УМК «Начальная школа XXI века». Курс универсален: его можно использовать в рамках внеурочной деятельности, включить в программу по математике, применять блоково на разных занятиях. Тетрадь для каждого класса рассчитана на 1 час работы в неделю в течение учебного года.

Обучение идет от простого к сложному. Тетради содержат подсказки и разрезной материал, задания, связанные с разными предметами (русским языком, математикой, литературным чтением, окружающим миром) для группового и индивидуального выполнения. Авторы проекта учли также то, что теперь информационную грамотность у младшего школьника проверяет и Всероссийская проверочная работа.

Информатика. 2 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. Часть 1Аверкин Ю.А., Павлов Д.И. под ред. Горячева А.В.
Рабочая тетрадь по информатике для 2 класса наряду с учебником "Информатика. 2 класс: в 2 ч." (авторы: Д. И. Павлов, О. А. Полежаева, Л. Н. Коробкова; под редакцией А. В. Горячева) в печатной и электронной формах и методическим пособием входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для начальной школы "Информатика для всех". Задания рабочей тетради способствуют освоению школьниками универсальных учебных действий, развитию логического и алгоритмического мышления, формированию представлений об информации и о процессах получения и передачи информации, помогают научиться работать с информацией, представленной в разных видах, и предоставлять информацию для последующего восприятия.

Разделы курса «Информатика»:

  • «Ориентируемся» — 1,2,3,4 классы

  • «Рассуждаем» — 1,2,3,4 классы

  • «Конструируем и моделируем» — 1,2,3,4 классы

  • «Анализируем, сравниваем, группируем/классифицируем» — 1,2,3,4 классы

  • «Работаем с информацией» — 2,3,4 классы

  • «Выбираем метод решения» — 2,3,4 классы

  • «Работаем с алгоритмом» — 3,4 классы

  • «Играем и думаем» — 2,3,4 классы

Каждый раздел включает широкий спектр тем. Например, в рамках раздела «Рассуждаем» во втором классе ученик приобретает навыки при выполнении заданий «Составляем маршрут», «Составляем и проверяем план», «Находим все решения», «Тестируем план», «Находим и тестируем разные способы решения». Так ребенок получает полезные умения, которые потом применяет как на уроках, так и за пределами школы.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Информатика,Начальное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль