
Маргарита Михайлова
редактор сайта
Раскроем некоторые секреты позитивного опыта Финляндии в реализации инклюзивного образования.
Делегация ГК «Просвещение» посетила Финляндию для обмена опытом по реализации образовательных программ в области культурологического образования. Во время посещения Университета Гетеборга запланирован круглый стол, где будут обсуждаться актуальные темы и вопросы, касающиеся непрерывного обучения и программ последипломного образования, а также основных направлений модернизации дошкольного образования и общеобразовательной школы.
Педагогические принципы, на которых основано базовое образование в Финляндии, позволяют на практике реализовать идею инклюзивного обучения. Концепции человеколюбия, свободного воспитания и индивидуальной направленности обучения обеспечивают абсолютно безболезненную и при этом эффективную интеграцию детей с ограниченными возможностями в общую школьную систему.
Министерство образования Финляндии занимается своеобразным «сглаживаением» всей структуры образовательной программы. В стране провозглашается принцип «школа для всех»: финны считают, что образование должно быть обязательным и доступным для каждого ребёнка. Ориентируясь на этот фактор, государство предоставляет равные возможности обучения на любой ступени, независимо от того, где ребёнок живёт и какими физическими особенностями он обладает. Финны не разделяют школы на элитные и обычные, а предоставляют одинаковые условия всем детям, раскрывая в ходе обучения их интеллектуальный потенциал. Обязательность, бесплатность, равенство и инклюзивность — основные ценности, на которые ориентирована вся система финского образования.
Государство обеспечивает учеников не только бесплатным проездом до школы, горячим питанием, канцелярскими принадлежностями и учебниками: детям с нарушением мобильности предоставляется необходимое оборудование и личный помощник. А если у ребёнка есть нарушения слуха, то его обязательно сопровождает сурдопереводчик.
В составе штата каждой финской школы есть специальные педагоги, социальные работники и медицинские сёстры, которые готовы прийти на помощь ребёнку. Все сотрудники — высококвалифицированные специалисты, которые, к тому же, работают сообща. И это тоже является заслугой системы образования Финляндии, ведь ключевыми навыками командной работы будущие педагоги овладевают ещё в университете.
Один урок в финской школе длится час — на целых 15 минут дольше урока в обычной российской школе. Но в Финляндии ученики практически не устают даже от таких продолжительных занятий. В течение всего урока дети могут свободно передвигаться по классу, самостоятельно организовывать работу в парах. Игровая форма проведения уроков и свобода передвижения не утомляют учеников и позволяют им найти дополнительные возможности для успешного обучения.
На основе государственных образовательно-консультативных центров, созданных специально для адаптации и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, организованы специализированные курсы и мастер-классы, где дети могут обучаться и получать дополнительное образование.
В ходе организации учебной деятельности детей с ОВЗ финны создали дифференцированную систему образования: занятия для каждого ребёнка разнятся в зависимости от характера физиологических нарушений. И, чтобы осуществить интегрированное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах, администрация каждого образовательного учреждения постоянно производит корректировку учебных планов.
В финской школе темпы интеллектуальной нагрузки нарастают постепенно. А сложность и объёмы учебного материала для каждого ученика определяются индивидуально с учётом его персональных способностей и особенностей. Администрации школы заранее известно, какие дети придут в первый класс: электронная система досье, которую ведут детские сады, содержит всю необходимую информацию о будущих учениках. Когда ребёнку исполняется 5 лет, его направляют на психолого-педагогическое обследование, которое выявляет его образовательные потребности, в том числе потребность в поддержке коррекционными педагогами и другими специалистами по адаптации и социализации детей. Поэтому, когда ребёнок приходит в школу после детского сада, его сразу определяют на один из трёх уровней поддержки.
Поддержку на первом уровне осуществляет учитель класса. Педагог старается оказать необходимую помощь каждому ребёнку, который испытывает трудности в обучении.
Специальная мультидисциплинарная команда принимает решение о переходе на этот уровень. Интенсивную поддержку осуществляет учитель, его помощник, специальный педагог и социальный работник. Такая концепция «соучительства», когда одновременно слаженно работают сразу два педагога, часто используется в инклюзивной практике Финляндии. Обычно коррекционные учителя проходят обучение в магистратуре по направлению инклюзивной педагогики. Основная цель второго уровня — предупреждение неуспеваемости ученика. А если ребёнок, пребывая на этом этапе, справляется с задачами обучения, то его могут снова перевести на первый уровень.
Когда второго уровня становится недостаточно для полноценного развития ребёнка, его переводят на третий. Для этого ученик проходит специальную медико-психологическую экспертизу при комитете образования Финляндии. Вместе с родителями он выбирает условия дальнейшего обучения в специальной малой группе, состоящей из 8-10 человек, или же в общем классе. Дети, которые учатся в группах, осваивают девятилетнюю школьную программу за 11 лет. На каждого учащегося заводится индивидуальный план, в соответствии с которым он проходит специальное обучение. На этом уровне поддержку ученика осуществляет коррекционный педагог.
А в том случае, когда ребёнок по каким-либо причинам не может обучаться в условиях класса, он имеет возможность получать индивидуальное обучение в школе, занимаясь со специальным педагогом. Тогда нагрузка педагога дополнительно финансируется муниципалитетом.


редактор сайта
Понравился материал? Расскажите другим