Проблемы изучения русской литературы в школе
В Концепции преподавания русского языка и литературы, утвержденной 9 апреля 2016 года, помимо прочего указаны основные сложности в изучении художественных произведений:
Отсутствие мотивации. Дети читают мало, и предпочитают не произведения из школьной программы, а популярные книги современных авторов (в том числе зарубежных). Отсутствие мотивации к чтению является серьезным препятствием на пути к получению предметных и метапредметных результатов.
Неправильно расставленные акценты в образовательной программе. В содержании предмета основное внимание уделяется не способности понимать художественный текст, а знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения.
Нехватка учебников, соответствующих современным стандартам образования. УМК должны быть построены на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированы на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся.
Авторы корпорации «Российский учебник» разработали новые УМК, направленные на решение данных проблем. Учебники были успешно апробированы в этом году. Рассмотрим подробнее УМК «Литература» (5-9 класс) авторства Архангельского А. Н. и Смирновой Т. Ю., знакомство с которым уже состоялось в 86 регионах РФ. Узнать подробнее о результатах апробации вы можете, посмотрев онлайн конференцию «Современный учебник литературы как основной инструмент организации образовательного процесса на уроке».
Принципы построения курса
Новый курс изучения литературы основан на объединяющих идеях:
5 класс. Детство человечества: миф, фольклор, священные книги человечества, рождение литературы. Детство человека: тема игры, радость творческого труда, мастерства и художества.
6 класс. Герои и подвиги в мировой литературе.
7 класс. Пути-дороги, изображение жизненного пути человека в литературе.
8 класс. Идеалы людей, культур и эпох, выраженные в шедеврах мировой литературы
9 класс. История русской литературы и формирование национальной картины мира. От древнерусской литературы до литературы первой четверти 19 столетия (творчество Н.В. Гоголя).
Еще одна уникальная черта программы: «пушкиноцентричность» — в каждом классе произведениям А.С. Пушкина уделяется основное внимание. Это связано не только с тем, что знаменитый писатель занимает особое место в русской культуре и в русской жизни. Его творчество дарит жизнеутверждающий заряд, нужный молодому поколению.
Для развития интереса к чтению, анализ художественных произведений представлен как основная форма работы на уроках литературы. В 8-9 классах даны развернутые примеры комплексного литературоведческого анализа произведений разных жанров, а также общие планы разбора, чтобы в дальнейшем ребята могли сами анализировать прочитанное без помощи учителя и УМК.