Как пробудить у ребенка интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений

Разберем, какие приемы помогают пробудить у ребенка интерес к слову и литературе.

Проблемы изучения русской литературы в школе

В Концепции преподавания русского языка и литературы, утвержденной 9 апреля 2016 года, помимо прочего указаны основные сложности в изучении художественных произведений:

Отсутствие мотивации. Дети читают мало, и предпочитают не произведения из школьной программы, а популярные книги современных авторов (в том числе зарубежных). Отсутствие мотивации к чтению является серьезным препятствием на пути к получению предметных и метапредметных результатов.

Неправильно расставленные акценты в образовательной программе. В содержании предмета основное внимание уделяется не способности понимать художественный текст, а знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения.

Нехватка учебников, соответствующих современным стандартам образования. УМК должны быть построены на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированы на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся.

Авторы корпорации «Российский учебник» разработали новые УМК, направленные на решение данных проблем. Учебники были успешно апробированы в этом году. Рассмотрим подробнее УМК «Литература» (5-9 класс) авторства Архангельского А. Н. и Смирновой Т. Ю., знакомство с которым уже состоялось в 86 регионах РФ. Узнать подробнее о результатах апробации вы можете, посмотрев онлайн конференцию «Современный учебник литературы как основной инструмент организации образовательного процесса на уроке».

Принципы построения курса

Новый курс изучения литературы основан на объединяющих идеях:

  • 5 класс. Детство человечества: миф, фольклор, священные книги человечества, рождение литературы. Детство человека: тема игры, радость творческого труда, мастерства и художества.

  • 6 класс. Герои и подвиги в мировой литературе.

  • 7 класс. Пути-дороги, изображение жизненного пути человека в литературе.

  • 8 класс. Идеалы людей, культур и эпох, выраженные в шедеврах мировой литературы

  • 9 класс. История русской литературы и формирование национальной картины мира. От древнерусской литературы до литературы первой четверти 19 столетия (творчество Н.В. Гоголя).

Еще одна уникальная черта программы: «пушкиноцентричность» — в каждом классе произведениям А.С. Пушкина уделяется основное внимание. Это связано не только с тем, что знаменитый писатель занимает особое место в русской культуре и в русской жизни. Его творчество дарит жизнеутверждающий заряд, нужный молодому поколению.

Для развития интереса к чтению, анализ художественных произведений представлен как основная форма работы на уроках литературы. В 8-9 классах даны развернутые примеры комплексного литературоведческого анализа произведений разных жанров, а также общие планы разбора, чтобы в дальнейшем ребята могли сами анализировать прочитанное без помощи учителя и УМК.

Литература. 11 класс. Базовый, углублённый уровни. Агеносов В.В. и др.; под ред. Агеносова В.В.
Учебник входит в учебно-методический комплекс по литературе для 10-11 классов В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского. Он подходит для изучения литературы как на базовом, так и на углубленном уровне. Учащимся предлагается система разноуровневых заданий, направленных на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Аспекты анализа лирического стихотворения

  1. Историко-литературный контекст.

  2. Читательское восприятие стихотворения.

  3. Тема.

  4. Идейное содержание.

  5. Лирический сюжет.

  6. Настроение, изменение настроения.

  7. Пафос.

  8. Лирический герой (и другие герои, если есть).

  9. Особенности интонации.

  10. Наличие в тексте повторений.

  11. Язык, его особенности.

  12. Содержательность, выразительность и красота так называемых «формальных уровней».

  13. Другие уровни и особенности.

Аспекты анализа драмы

  1. Историко-литературный контекст.

  2. История постановок пьесы.

  3. Читательское восприятие произведения.

  4. К какому жанру относится произведение.

  5. Время и место действия.

  6. Проблематика.

  7. Выявление основного и побочного конфликтов.

  8. Система персонажей.

  9. Отдельные характеристики главных героев

  10. Сюжет пьесы и его развитие.

  11. Значение деталей и авторских ремарок.

  12. Другие замеченные особенности.

  13. Попытка формулировки идеи пьесы и интерпретации авторского замысла.

Литературное чтение. 4 кл. Хрестоматия Ч.1.Ефросинина Любовь Александровна
В хрестоматию включены произведения художественной литературы для чтения в 4 классе. Произведения подобраны в соответствии с задачами курса и возрастными особенностями обучающихся. К произведениям даны задания, выполнение которых способствует формированию универсальных учебных действий. Хрестоматия является необходимым компонентом УМК по литературному чтению системы «Начальная школа XXI века».

Аспекты анализа эпического произведения

  1. История создания произведения.

  2. Определение основного пафоса.

  3. Жанр произведения.

  4. Рассказчики, рассказчик.

  5. Место и время действия.

  6. Система образов персонажей.

  7. Художественные средства, с помощью которых раскрыты характеры персонажей.

  8. Взаимоотношения между героями.

  9. Основной и побочные конфликты.

  10. Отношение автора к героям и событиям.

  11. Общее понимание идейного содержания произведения.

  12. Читательское восприятие произведения.

Проектная работа

Несомненно, интересная проектная работа привлекает внимание детей к художественной литературе и словесному творчеству вообще. Даже самые сложные для восприятия школьниками произведения могут предстать в новом свете благодаря необычным заданиям. Так, при изучении «Бедной Лизы» можно воссоздать атмосферу времени и предложить ученикам вообразить себя читателями конца XVIII века. Ребята обнаружат, что архаическое сейчас произведение на момент первого издания было смелым и даже скандальным. В учебнике в помощь педагогу представлены идеи для увлекательных проектных работ: например, создание настольной игры «Богатырская застава», проведение кастинга на роли мальчиков из рассказа Тургенева и многие другие.

Литература. 7 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Учебник соответсвует ФГОС 2021 г. Учебник переработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС ООО, утверждёнными приказом Министерства просвещения № 287 от 31.05.2021 г. Учебник входит в учебно-методический комплект для 5—9 классов завершённой предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной, призванной обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, определённых во ФГОС ООО по предмету «Литература», овладение системой универсальных учебных действий. Учебник способствует развитию творческих и коммуникатив- ных способностей обучающихся.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Литература,Основное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль