Использование Timeline на уроках литературы

Чтобы решать задачи, связанные с пониманием культурно-исторического контекста, полезно включить в учебный процесс использование технологии таймлайна.

Timeline (лента времени) — это графическое описание последовательности произошедших событий в хронологическом порядке. Техника, давно известная учителям: это отличный способ наглядно представить себе историю развития личности, эпохи, какого-либо художественного стиля или культурного явления.

В эпоху до Интернета педагоги склеивали вместе листы бумаги и изображали на них временную шкалу; сегодня, к счастью, для работы с хронологией можно использовать ИКТ-технологии.

Для каких задач удобно использовать таймлайн на уроке литературы?

Во-первых, для того, чтобы представить себе эпоху, в которой творил тот или иной писатель или поэт. Во-вторых, чтобы сопоставить эпоху развития литературы в России и в мире; вообще — при решении любых задач, связанных с обобщением и систематизацией знаний.

Какие материалы из курса литературы удобно представлять в виде временной шкалы?

  • Хронологию выхода в свет произведений одного и того же автора;

  • Пересечение биографий писателей-современников;

  • Основные события биографии поэта или писателя, с наложением на ключевые события эпохи;

  • Выход на широкий культурный уровень: сопоставление литературы, архитектуры, живописи, музыки определенной эпохи;

В чем преимущество использования ИКТ при работе с временной шкалой?

Во-первых, электронную временную линию можно использовать многократно, в нужный момент возвращаться к ней при повторении пройденного. Можно по одной и той же линии вести уроки в разных классах.

Во-вторых, таймлайн в электронном ресурсе может параллельно редактировать сколько угодно участников: отличное решение для групповой проектной работы.

В-третьих, это очень просто и удобно: не требуется устанавливать специальные программы, хорошо разбираться в технологии. Процесс обучения работе с таймлайнами занимает не больше часа.

Наконец, электронная временная шкала позволяет сочетать различные типы материалов, систематизировать различные виды информации, создавать актуальный для данной работы дизайн — в общем, пользователь не зажат ни в какие рамки.

Какими ИКТ-ресурсами удобнее всего пользоваться?

На заметку учителю: Learningapps.org — доступный и удобный русскоязычный сервис, при помощи которого можно создать удобные упражнения с использованием временной линии. TimelineJS — сервис, который имеет в основе Google-таблицу. Заполненные таблицы легко преобразовать в ленту времени.

Универсальный алгоритм работы над электронной лентой времени:

  1. Определяемся с темой: что именно мы представляем на таймлайне? Какие ставим перед собой задачи?

  2. Подбираем нужный материал, скорее всего — в Интернете, но можно и обратиться к привычным учебникам.

  3. Располагаем единицы материала в хронологическом порядке. В качестве черновика можно использовать word-документ.

  4. К каждому событию подбираем иллюстративный материал — это может быть картинка, фото, видеофрагмент, аудиозапись. Лучше сразу адаптировать все материалы: обрезать слишком большие фрагменты видео, выбрать щадящее разрешение картинок и т.д.

  5. Собираем все материалы в отдельную папку на своем рабочем компьютере.

  6. Создаем описания к выбранным материалам (опционально);

  7. Заходим в электронный сервис по созданию таймлайнов, проходим регистрацию и размещаем подготовленный материал в окнах сервиса.

  8. Публикуем готовую работу в Интернете.

Обратите внимание, подобную работу могут выполнить самостоятельно даже ученики 5-6 классов.

Важно! Используйте технологию временной шкалы свободно. Совсем необязательно, чтобы в задании учебника звучало слово «линия времени». Таймлайн — это технология, которую можно смело использовать при выполнении самых разных заданий из разных учебников. Практически любая исследовательская работа по литературе может быть воплощена в этой технике.

Литература. 9 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1Москвин Г.В.,Пуряева Н.Н.,Ерохина Е.Л.
В учебник вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы. Основные задачи курса литературы 9 класса — сформировать представление о преемственности в развитии литературы, то есть о литературном процессе. Методический аппарат учебника на прав лен на развитие у школьников читательской культуры, образного и аналитического мышления, устной и письменной речи. Большое внимание уделяется формированию умения анализировать и сопоставлять прочитанные тексты, обучению основам самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.).
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Чканикова Александра

Теги:Литература,Статьи,Цифровые инновации в образовании

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль