История 1 сентября: от церковно-приходских школ до нанотехнологий

Как менялся День знаний и что ждать от школы в будущем?

Основное изображение

За тысячу лет путь к современному Дню знаний оказался долгим и извилистым: от церковно-приходских классов, где учили слову божьему и счёту, до современных образовательных центров с роботами и виртуальной реальностью. Проследим эволюцию образования и попробуем заглянуть в будущее — каким будет День знаний через 20-30 лет?

Особенно интересно взглянуть на передовицы советских газет от 1 сентября 1945, 1960 и 1984 гг. PDF-версии газет можно скачать в конце статьи и использовать их для исследовательских проектов в сентябре.

Новолетие вместо Нового года: корни традиции

История 1 сентября как особой даты уходит корнями в XV век. С 1492 года на Руси в этот день отмечали Новолетие. Традиция пришла из Византии вместе с христианством и прочно укоренилась в церковном календаре.

Петр I в 1700 году перенес празднование Нового года на 1 января, следуя европейским традициям. Но для простого народа первый день осени остался особенным — время завершения полевых работ, подведения итогов сезона и подготовки к зиме.

Именно поэтому первые школы начинали работу осенью. В XVII-XVIII веках церковно-приходские школы открывали двери в сентябре, когда дети освобождались от помощи родителям в поле. По факту, крестьянские дети могли учиться только зимой — с декабря по март, когда не было сельскохозяйственных работ.

Хаос царских времен: когда начинать учёбу?

До революции единой даты начала учебного года в России не существовало. Школы и гимназии работали по собственному расписанию:

  • Московский университет начал учебный год 17 августа

  • Казанский университет — 12 августа

  • Уездные училища и гимназии — 1 августа

  • Сельские школы грамоты — 1 декабря

Выбор даты зависел от местных условий. Городские школы могли позволить себе раннее начало учебы, сельские ориентировались на завершение полевых работ. В северных регионах учились дольше, в южных — меньше. Например, профессура Харьковского университета в начале XIX века просила перенести начало года с августа на сентябрь, ссылаясь на очень уж не располагающий к занятиям из-за жары август.

Н. Богданов-Бельский, «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895)

Н. Богданов-Бельский, «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895)

В. Маковский, «В сельской школе» (1883)

В. Маковский, «В сельской школе» (1883)

Н. Богданов-Бельский, «У дверей школы» (1897)

Н. Богданов-Бельский, «У дверей школы» (1897)

Император Николай I в 1828 году предпринял попытку упорядочить образовательную систему, стремясь унифицировать даты начала учебного процесса. Однако на практике эти усилия привели к противоположному результату — принятые документы ещё больше усложнили ситуацию с календарным планированием в школах.

Новые нормативные акты закрепили различные подходы для разных типов учебных заведений. Училища для детей государственных служащих должны были начинать учебный год с 1 августа, как это уже практиковалось в губернских и уездных школах. Летние каникулы в них могли длиться месяц или дольше — в зависимости от решения местного руководства.

Сельские учебные заведения получили максимальную свободу в планировании: местные власти самостоятельно устанавливали даты начала и завершения занятий. Единственным требованием было обеспечить не менее четырёх-пяти месяцев обучения в год.

По иронии судьбы, именно церковно-приходские школы, которые сегодня ассоциируются с отсталостью, были самыми массовыми учебными заведениями. К 1902 году в России работало почти 44 тысячи таких школ, где обучалось 1,8 миллиона детей. Для сравнения: в России (данные на 2023 год) работает около 40 тысяч школ, где учится около 18 миллионов детей.

Церковно-приходская школа в селе Кочергинском, 1913 год
«Класс церковно-приходской школы», Область Войска Донского, конец XIX века

Советская унификация: рождение единой даты

Большевики поставили перед собой амбициозную цель — ликвидировать безграмотность. В августе 1930 года вышло постановление СНК СССР: все дети от 8 до 10 лет обязаны начать обучение осенью.

Газета «Правда», 1 сентября, 1930, № 241 (4686)

Газета «Правда», 1 сентября, 1930, № 241 (4686)
Источник: https://electro.nekrasovka.ru/books/6302605

Комитеты партии должны возглавить работу по всеобучу, — эту «боевую задачу партии на ближайший период» (XVI партсъезд), точно так же, как они возглавляют важнейшие политические кампании (осенняя посевная кампания, хлебозаготовки).

Всё внимание и силы советской общественности должны быть сосредоточены:

  1. На ликвидации прорывов, которые неизбежно будут в силу совершенно неудовлетворительно проведённой подготовительной кампании

  2. На мероприятиях, создающих детям бедноты фактическую возможность посещать школу

  3. На мероприятиях, превращающих нашу школу в подлинно трудовую и политехническую

  4. На подготовительной работе по введению всеобщего образования на базе 7-летней школы

  5. На схвате школами подростков от 11 до 15 лет

Единая дата — 1 сентября — была установлена постановлением ЦИК СССР и Совнаркома от 17 ноября 1932 года. В 1933 году на 1 сентября, чтобы официально закрепить его связь не с церковным или имперским решением, а с советской идеологией, перенесли празднование Международного юношеского дня. Однако уже после начала репрессий 1937 года от масштабных политических мероприятий в День знаний отказались окончательно.

Особенно символичным стало 1 сентября 1945 года — первый мирный День знаний (хотя этот термин появится только в 1984 году) после Великой Отечественной войны.

Газета «Правда», 1 сентября, 1945, № 209 (9980)

Газета «Правда», 1 сентября, 1945, № 209 (9980)
Источник: https://electro.nekrasovka.ru/books/6145754

Советская школа начинает сегодня новый учебный год — первый после войны, после великой Победы нашей Родины, в обстановке мирного созидательного труда. Какие широкие горизонты открываются перед школой, пережившей много трудностей в военные годы! И дети, и учителя с особой радостью и вдохновением приступают к работе.

«Вечерняя Москва», газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1 сентября, 1945, № 206 (6571)

«Вечерняя Москва», газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1 сентября, 1945, № 206 (6571)
Источник: https://electro.nekrasovka.ru/books/5170475

Это первый день золотого сентября — первый день школы. Его особенная торжественность и взволнованность, полные самых лучших порывов и благороднейших мечтаний, кажется, невольно передаются и всему городу: и утренним улицам, будто по-особенному прибранным и чистым, и спешащим трамваям, где весь день сегодня не будут стихать разговоры о ребятишках, и прохожим, неотрывно любующимся детворой, шумно собравшейся у школ.

Газета «Известия» Советов депутатов трудящихся СССР, 1 сентября, 1945, № 206 (8816)

Газета «Известия» Советов депутатов трудящихся СССР, 1 сентября, 1945, № 206 (8816)
Источник: https://electro.nekrasovka.ru/books/6145921

Сегодня школы вновь широко раскроют двери для миллионов учащихся. Этот учебный год начинается в иных условиях, чем те, в которых нам приходилось работать за последние четыре года: 1945 год ознаменован нашей полной победой над германским фашизмом и японским империализмом. Советская школа с честью выдержала все испытания войны, она вышла из неё, как и вся наша страна, ещё более окрепшей.

Были и критические замечания, и напутствия, которые нельзя не оставить без внимания спустя 80 лет.

В наступающем учебном году мы должны ещё выше поднять нашу школу, добиться дальнейшего улучшения качества учебной и воспитательной работы...

Необходимо активизировать методы преподавания. В ряде школ незаслуженно мало внимания уделяли опытам, лабораторным работам, экскурсиям и т.п. Учитель должен стать подлинным организатором педагогического процесса. Разнообразие приёмов обучения позволяет лучше раскрыть предмет, привить учащимся любовь к нему, будить их мысль, научить связывать знания с жизнью.

Газета «Красная звезда», 1 сентября 1945, № 206

Газета «Красная звезда», 1 сентября 1945, № 206
Источник: https://vbd-voenkor.ru/izdaniya/krasnaja-zvezda

В процессе учебной работы особое внимание должно быть обращено на собственные усилия воспитанников. Нужно настойчиво приучать их к самостоятельному труду. Нужно добиться, чтобы каждый из них умело преодолевал все трудности в учёбе. Отсюда ясно, что в училищах обязательны высокая трудовая дисциплина и такая же высокая требовательность.

Газета «Правда», 1 сентября 1960 год, № 245

Газета «Правда», 1 сентября 1960 год, № 245
Источник: https://marxism-leninism.info/paper/pravda_1960_245-14615

Сколько знаменательных событий произошло в жизни советской школы за последнее время! Родился новый тип учебно-воспитательных учреждений — школы-интернаты, сеть которых быстро растёт. Как составная часть трудового воспитания молодёжи в учебных заведениях широко развернулось самообслуживание. Во многих школах появились группы продлённого дня.

Особенно большие изменения претерпел сам учебный процесс. Очные теоретические занятия в классах органически сочетаются с практикой, с производственной деятельностью учащихся. В цехах заводов и фабрик, на колхозных полях и фермах появились школьники. Они пришли сюда не как экскурсанты, а в качестве полноправных членов трудовых коллективов.

От учебного дня к празднику

До 1984 года 1 сентября был обычным учебным днём. Да, проводились торжественные линейки, первоклассники получали подарки от советской власти, но потом начинались обычные уроки. Официальным праздником, Днём знаний, эта дата стала только благодаря указу Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1984 года.

Газета «Советская культура», 1 Сентября 1984, № 105

Газета «Советская культура», 1 Сентября 1984, № 105
Источник: https://portal-kultura.ru/upload/iblock/54c/1984.09.01.pdf

Газета «Правда», 1 сентября 1984, № 245

Газета «Правда», 1 сентября 1984, № 245
Источник: https://marxism-leninism.info/paper/pravda_1984_245-17809

День знаний, который страна отмечает 1 сентября, по праву назван всенародным праздником. Учебный год начинают сегодня свыше 58 миллионов школьников, учащихся профтехучилищ и техникумов, студентов вузов. Мы издалека шли к этому торжеству: от первых марксистских кружков на рабочих заставах, большевистских листовок и газет, от ликбезов, рабфаков, культпросветов.

Современный День знаний — это целый комплекс традиций, и многие из них пришли к нам из советского прошлого.

Торжественная линейка — главное событие дня. Поднятие флага, исполнение гимна, речи директоров и почётных гостей.

Праздничными ритуалами начнётся День знаний в профтехучилищах. Напутствовать рабочую юность придут знатные люди страны. Среди них — Герои Социалистического Труда, военачальники, известные командиры производства, мастера искусств. А объединяет их светлая благодарность рабочей педагогике за путёвку в большую жизнь (Правда, 1984 год).

Первый звонок — самая трогательная традиция. Одиннадцатиклассник несёт на плече первоклассника, который звонит в колокольчик. По одной из версий, школьный звонок ведёт свою историю от церковно-приходских школ, где колокола размещали во дворе или на крыше здания.

Альтернативная версия происхождения школьного ритуала связана с решениями Фёдора Брюховецкого, возглавлявшего краснодарскую школу № 12. 25 мая 1948 года он впервые организовал «Последний звонок» как масштабное общешкольное событие: в руках у ребят появился колокольчик, первоклассники преподносили символические подарки выпускникам, а те «в ответ» высаживали деревья на школьной территории.

Концепция быстро распространилась: уже в том же 1948 году аналогичное мероприятие прошло в московской школе № 182, а к началу 1970-х практика стала повсеместной. Ключевые элементы — звучание колокольчика и символическое единство между выпускниками и первоклассниками — впоследствии органично включилось в сентябрьские торжественные линейки.

Урок мира — с 1980-х годов первый урок посвящён темам мира, дружбы и безопасности. С 2023 года добавился ещё один обязательный элемент — «Разговор о важном».

Простая и великая радость — быть уверенным за судьбу своего ребёнка. Её мы заново ощутим этим первосентябрьским днём. Ещё глубже осознаем значение прав, гарантированных Конституцией СССР. И знаменательно, что учебный год у нас повсюду открывается Уроком мира. Лягут к подножию памятников цветы — дань благодарности героям, ценой жизни своей отстоявшим для нас счастье этого мирного утра. Взволнуются юные сердца от огненных слов седых солдат-ветеранов. Под звуки Государственного гимна СССР сомкнут крепнущие плечи наследники героев, остро сознавая: им принимать вахту мира.

Школа будущего: что изменится к 2050 году?

Пандемия COVID-19 ускорила цифровую трансформацию образования. Но это лишь начало грядущих изменений. А что дальше?

  • Гибридное обучение станет нормой. Часть предметов дети будут изучать онлайн, часть в классе. 1 сентября может превратиться в символическую дату: одни ученики придут в школу физически, другие подключатся виртуально.

  • Персонализированное образование изменит саму концепцию класса. Искусственный интеллект будет составлять индивидуальную программу для каждого ребёнка.

  • Виртуальная и дополненная реальность превратят уроки в захватывающие приключения. История будет изучаться через виртуальные экскурсии в прошлое, биология — через погружение в клетку, география — через телепортацию в любую точку планеты.

  • Метавселенные образования создадут новые возможности для коллективного обучения. Дети из разных стран смогут вместе исследовать виртуальные миры, решать общие задачи, изучать языки в естественной среде.

И пусть сегодня эти смелые предположения выглядят как утопия — кто знает, что из этого сбудется?

Вызовы завтрашнего дня (и сегодняшнего)

Образование будущего столкнётся с проблемами, которые уже сегодня дают о себе знать в российских школах.

Новое неравенство. Цифровые технологии могут создать пропасть между детьми из разных семей. Если у одного ребёнка дома есть высокоскоростной интернет и современный компьютер, а у другого — перебои с сетью, то первый получит качественно иное образование. Это риск вернуться к ситуации XIX века, когда гимназии были для дворян, а церковно-приходские школы — для крестьян.

Информационный хаос. Современные дети растут в мире, где за секунду создаётся больше информации, чем их прабабушки получали за всю жизнь. Задача школы меняется: не накачать ребёнка фактами, а научить фильтровать информационный поток. Умение отличить научную статью от фейка становится важнее знания дат и фактов.

Два мира — одна жизнь. Дети уже живут одновременно в физическом и цифровом пространстве. Друзья у них есть и в лагере, и в онлайн-играх. Задача педагогов — помочь найти здоровый баланс между этими мирами, а не объявлять один из них злом.

Неизменное в изменчивом мире

Какими бы ни были технологические новации, некоторые вещи останутся неизменными:

  • Человеческое общение не заменят никакие роботы. Школа как место социализации, дружбы, вдохновения от «тех самых учителей, которых помнишь всю жизнь» и первой влюблённости сохранит своё значение.

  • Торжественность момента тоже никуда не денется. Начало учебного года — это всегда переход на новый жизненный этап, символ роста, развития и нового приключения длиной в 9 месяцев.

  • Роль учителя трансформируется, но не исчезнет. Педагог из транслятора знаний окончательно превратится в наставника, помогающего ребёнку не заблудиться в океане информации.

Скачайте передовицы советских газет, посвящённые 1 сентября

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Газета «Советская культура», 1 Сентября 1984, № 105

    Формат .PNG

    5.4 Мб

    Скачать
  • «Вечерняя Москва», газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1 сентября, 1945, № 206 (6571)

    Формат .PNG

    6.7 Мб

    Скачать
  • Газета «Правда», 1 сентября, 1945, № 209 (9980)

    Формат .JPG

    655.2 Кб

    Скачать

От церковно-приходских школ и гимназий до уроков мира и метавселенных — путь российского образования отражает эволюцию всего общества. 1 сентября как символ начала нового этапа в жизни останется с нами, но наполнится новым содержанием.

Возможно, через несколько десятилетий дети будут надевать VR-очки, а букеты заменят цифровые подарки учителям-аватарам. Но волнение первоклассников, гордость родителей и торжественность момента останутся неизменными. Ведь тяга к знаниям и другим людям — это, пожалуй, единственное, что отличает нас от искусственного интеллекта. Пока.

Автор

photo
Ольга Протасова

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Теги:День знаний,Патриотическое воспитание

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль