- 20 апреля 2017
- 582
- 7 мин
Итоги конференции: «Начальная школа ХХI века: вклад в образование младшего школьника»
В рамках Всероссийской научно-практической конференции обсудили достижения и проблемы обучения по программе «Школа ХХI века».
«Ценность начального образования мы представляем как интегративное явление, которое отражает позицию ученика в процессе обучения и отражает позицию учителя, его готовность к конструированию целенаправленного процесса обучения, педагогически целесообразный характер взаимоотношений с обучающимися. Очевидно, что в начальном звене нужно рассматривать два этажа ценностей. За годы нашей работы были сформулированы основные принципы отбора содержания начального образования, очевидным для нас было двухуровневое построение содержание обучения младших школьников: «Ученик должен» (ядро, база) и «Ученик может» (эрудиционный компонент)».
«Исследования показывают, что 40-60 процентов детей и после 4 класса имеют несформированную устную и письменную речь. Что мешает школе заниматься речью? Безусловно, очень высокий темп обучения в начальной школе. Во-первых, практически исчез период подготовки к чтению и письму. Дети вроде уже читают, но именно «вроде» — часто они научились читать из-под палки, только механически и уже не любят чтение. Отдельно — о причинах несформированности речи дошкольников и младших школьников. Исследования, проводимые Институтом возрастной физиологии, показывают, как падает из года в год словарный запас детей. Это не 3 500 слов к 1 классу, как пишут в книгах, а примерно 600…в основном, глаголы. Понятно, как и на какую тему общаются с детьми взрослые: «сядь», «замолчи», «спи». Дети не чувствуют грамматику, их предложения имеют минимальную структуру, пересказать, о чем мультик, — практически недостижимо. Да, с ними не разговаривают, а читают детям постоянно только 10% родителей. И это основная причина: вокруг ребенка нет речевой среды. Разговаривает ли с ним школа, класс, учитель? — Об это надо задумываться. И вот у ребенка ничего не получается, учитель чувствует, что не справляется, не знает, что делать — оба ходят в школу страдая. Но как «что делать?». Надо вернуться, медленно и пошагово проработать элементарное, почувствовать продвижение, увидеть успех… ничего другого для улучшения положения нет. Как нет ничего вернее для ухудшения ситуации обучения, чем спешить, носиться по верхам и закрывать глаза на проблемы».
Теги:Начальное общее образование,Статьи
Понравился материал? Расскажите другим