
Сорока Мария
Пишущий редактор, блогер
Учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова, рассказала, на что обратить особое внимание при оперативной подготовке в предстоящие недели.
ОГЭ по русскому языку-2018 «Устное собеседование» направлено только на проверку навыков учеников и самой модели устного собеседования как таковой. Однако планируется, что в дальнейшем прохождение этой устной части аттестации будет влиять на допуск к ГИА. Полезной информации по теме «Итоговое собеседование по русскому языку. 9 класс» сейчас довольно мало. Основным ее источником является пробный опыт 2017 года.
На сегодняшний день главное противоречие в требованиях к участникам собеседования связано с черновиками. Обратимся к двум основным нормативным документам: «Регламенту организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе» и «Методическим рекомендациям по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку». В регламенте нет запрета на использование учеником записей, а в методических рекомендациях запрет есть. Вопрос о несоответствии был направлен в Федеральный институт педагогических измерений и в Федеральный центр тестирования, но ответ пока не получен. Лучше настраивать учеников на работу без черновиков, исключительно в устной форме.
Уделите особое внимание заданиям № 1 и № 2. (На апробации они дались далеко не всем ученикам).
Объясните школьникам, что нужно исправлять ошибки при прочтении — тогда они не будут засчитаны.
Посоветуйте ученикам при подготовке к чтению вслух уделить внимание ударениям и именам собственным.
Объясните, что подготовка к чтению — это уже часть подготовки к пересказу, поэтому не нужно паниковать из-за регламентированной 1 минуты.
Приучите детей в задании № 3 составлять настоящий монолог с общей идеей (Разрозненные высказывания по пунктам плана — распространенная ошибка в этом задании).
Посоветуйте ученикам при работе над заданием № 3 первым делом выделить основную идею, озаглавить фотографию как работу для выставки — эта формулировка станет основой всего монолога.
Натренируйте детей произносить монолог и отвечать на вопросы без долгих неоправданных пауз.
Объясните, что речевые ситуации бывают разные, и на собеседовании обучающегося нужно придерживаться правил делового общения.
Предлагайте ученикам задания на соблюдение орфоэпических, речевых и грамматических норм.
Тренируйте кратковременную память школьников, подбирайте для этого сложные тексты.
Работайте над текстами не только по схеме собеседования (Пример задания: Нужно выбрать, какие высказывания соответствуют или не соответствуют прочитанному).
Используйте на уроках карточки и мобильное приложение «Plickers», которые помогают также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Настройте школьников на то, что опыт, полученный в ходе подготовки к данной итоговой аттестации очень важен, поскольку это первое, но, скорее всего, далеко не последнее устное собеседование в их жизни.
Помимо распространенных сложностей, с которыми сталкиваются выпускники 9 классов при прохождении итогового устного экзамена в новой форме, апробация также помогла выявить ошибки организаторов-собеседников. Чаще всего трудности возникают при проверке навыков устной речи в задании № 4 (диалог).
Неумение создать атмосферу «живой» беседы.
Отсутствие непосредственной реакции на высказывание ученика.
Формальное прочтение вопросов «по бумажке».
Неумение стимулировать речь учащегося.
Неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.
Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, еще будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца. И без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку. Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.
Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки. Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал, что он очень сердит и расстроен, так как книги, взятые им в дорогу, в сундуке перебились и перетерлись. После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»
Ход действий:
1. Прочитать внимательно (дважды и по слогам) собственные наименования, которые употребляются в тексте: Пушкин, Одиссея, Илиада.
2. Прочитать текст, определить его тему и основную мысль. Тема — о Пушкине, основная мысль — Пушкин испытывал необыкновенное чувство любви к книгам.
3. Сосчитать число абзацев. Определить, о чем говорится в каждом.
4. Составить краткий план:
С детства Пушкин читал тайно по ночам.
В 11 лет прекрасно знал французскую литературу, читал «Илиаду» и «Одиссею».
Друзья присылали книги Пушкину в изгнание.
Бережно относился к книгам во время путешествий.
Простился с книгами, как со своими друзьями, перед смертью.
5. Выполнить первое задание.
6. Окончательно определить для себя логику подачи материала автором.
7. Подумать о вставке в пересказ цитаты А.С. Пушкина: «Чтение — вот лучшее учение».
8. Подготовиться к пересказу.
9. Выполнить второе задание.
Пишущий редактор, блогер
Понравился материал? Расскажите другим