Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения

Скоро в российских школах пройдет итоговое собеседование по русскому языку. Олег Бойцов представляет способы успешной подготовки.

Выразительное чтение как средство развития речи

Умение выразительно читать необходимо ребенку не только на устном собеседовании, но и в жизни в принципе. Работая с литературным произведением, школьник учится подмечать ощущения и размышления, которыми наполнен художественный труд, транслировать собственную оценку творчества автора. Также выразительное чтение — это коммуникация, работа со слушателями. В качестве творческого акта ребенок рисует окружающим определенные образы, представленные в тексте (можно сказать, работает больше с глазами, чем с ушами). Выполняя различные задания в процессе обучения выразительному чтению, школьник учится проговаривать свои эмоции, впечатления от ситуаций, произведений. Такая практика – хорошая основа для развития эмоционального интеллекта.

Обучение выразительному чтению — долгая основательная работа. Приступить к вырабатыванию мастерства чтения вслух лучше задолго до экзамена, на разных занятиях.

Составляющие выразительного чтения

  • Эмоции. Реакция человека на внешние и внутренние раздражители, временное переживание определенных чувств.

  • Чувства. Отношения человека к предметам и явлениям действительности, переживаемые в различных формах. Иногда чувства представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

  • Интонация. Ритм и комелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли. Компоненты интонации:

    • Логические ударения. Выделение голосом важнейших слов в предложении.

    • Мелодика. Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (сочувствие, одобрение, восторг и т.п.) и позволяет избежать монотонности.

    • Паузы. Временные остановки в звучании голоса, членящие речевой поток на отдельные части.

    • Темп. Степень быстроты произношения текста, от которой во многом зависит выразительность. Лучше всего, чтобы темп выразительного чтения соответствовал темпу устной речи.

  • Подтекст, надтекст и интертекст. Внутренний смысл произведения, понимание текста (на которое рассчитывает автор) и сопоставление произведений с другими текстами (нередко включенными в его образную структуру).

Советы школьнику по работе со стихотворением из учебника «Литература», 5 класс

(авторы: Г. В. Москвин, Н. Н. Пуряева, Е. Л. Ерохина)

  • Помни: ты читаешь стихотворение вслух, чтобы донести до слушателей его настроение и главные мысли!

  • Пойми, каким настроением проникнуто стихотворение (сформулируй для себя, опиши словами), как оно меняется на протяжении стихотворения.

  • Постарайся определить основную мысль стихотворения, вырази ее своими словами.

  • Найди в тексте важные по смыслу слова и постарайся понять, как они связаны с содержанием стихотворения. При чтении эти слова должны быть выделены, на них падает логическое ударение.

  • Соблюдай мелодический ритм стихотворения. Обрати внимание на расстановку знаков препинания, их влияние на ритм чтения, интонацию.

  • Выделяй ключевые слова и делай необходимые пометки, формулировки карандашом в тексте стихотворения или на полях.

Приемы обучения выразительному чтению

Прием показа

Этапы работы:

  1. образцовое чтение учителем;

  2. повторное прочтение учителем отдельных звеньев произведения в процессе обучения;

  3. прослушивание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста;

  4. показательное, выразительное чтение учащихся.

Прием объяснительного чтения

Как сформулировал знаменитый педагог Константин Ушинсткий, сущность приема заключается в том, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснение происходит по принципу учитель — ученик или ученик — ученик и затрагивает как отдельные слова и выражения, так и весь текст.

Прием партитурных пометок

Формы работы:

  • ученики читают, следуя составленной учителем партитуре;

  • ребята совместно с педагогом составляют партитуру;

  • класс самостоятельно выполняет партитурную разметку текста для выразительного чтения.

Этапы работы с тканью текста (из учебника «Русский язык» 10-11 классы, автор Т.М. Пахнова):

  1. определить строение и пунктуационное членение;

  2. отметить слова с логическим ударением;

  3. обратить внимание на интонацию предложений (выделить восходящую и нисходящую интонацию);

  4. определить место коротких и длинных пауз.

Прием анализа аудиоматериалов

Формы работы:

  • анализ интонационного рисунка материалов интернет-ресурсов (выразительность, конгруэнтность, наличие неоправданных пауз при чтении, динамика чтения, техника чтения, собственное отношение к прочитанному);

  • создание собственных материалов (аудио и видео) с последующим анализом.

Пример задания из УМК А.Д. Шмелева «Русский язык»

  1. Прочитайте текст вслух, обращая внимание на интонацию предложений. В чем проявляется эмоциональная окрашенность текста? Как вы понимаете смысл последних двух предложений?

    Русский народ шел своим великим историческим путем век за веком. Как ни менялось лицо многомиллионного народа, он оставался самим собой и при Владимире Киевском, и при Иване IV, и во дни 1812 года, и в наше время. Что же скрепляло его единство? Что такое живет в этих долгих веках неистребимое, что заставляет нас чувствовать своим собратом и соплеменником и сурового воина Святослава, и мудрого летописца Нестора, и славного флотоводца Ушакова?

    Я думаю, мы не ошибемся, если ответим: русский язык! Он прожил долгие, очень долгие столетия. Он менялся из года в год, из века в век, и все же за тысячелетия остался тем же русским языком. Да, тем же самым!

    (Л. Успенский)

  2. Определите вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

  3. Выпишите из предложений глаголы, определите их непостоянные грамматические признаки. Оцените предложения с точки зрения реальности/нереальности и времени.

При выполнении подобных заданий ребенок учится анализировать текст, чтобы в дальнейшем правильно передавать интонацией замысел автора и придавать голосу нужные окраски, а также тренируется четко произносить звуки, соблюдать оптимальные темп и громкость.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Бойцов Олег Николаевич

к. ф. н., учитель русского языка, литературы и риторики ОЧУ Лингвистическая школа

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Основное общее образование,Русский язык

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль