Поговорим о материалах, которые дают тот самый импульс, и разберемся, как подготовиться к итоговому сочинению в этом году.
Текст как единица языка и речи
Текст — ядро современного образования: объект, предмет, способ и результат. Текст объединяет изучение русского языка и литературы на филологической основе, так как является единицей языка и речи. Как единицу языка мы изучаем текст на уроке русского языка в форме сложного синтаксического целого, которое имеет свою семантику (микротему) и структуру (описание, повествование, рассуждение). А на уроке литературы текст изучается как речевое произведение.
В отличие от сложного синтаксического целого как единицы языка текст как единица речи представляет собой процесс или продукт речевой деятельности. В связи с этой двойственностью в школьной практике текст чаще всего понимается как словесное изложение содержания произведений разных стилей и жанров, а также в значении «все творчество поэта или писателя». Ученическое сочинение — это тоже текст, состоящий из смысловых частей.
Алгоритм написания сочинения
Формулирование проблемы — тезиса — темы сочинения
Чем оригинальнее, парадоксальнее, тем интереснее. Учащиеся предлагают свои варианты формулировок. Формулировки темы могут быть разными, а проблема общей. Обосновываем выбранную проблему.
Формулирование идеи сочинения
Какие смыслы мы хотим выразить в своей работе? Формулировкой идеи лучше закончить сочинение. Предъявление отрывков из литературоведческих текстов, их анализ или подбор ряда ключевых положений из художественного текста, направленных на раскрытие идеи. Эти материалы готовятся учениками заранее по заданиям учителя, желательно дифференцированным для отдельных микрогрупп. На уроке отбираются лучшие цитаты, наиболее ярко и точно подтверждающие положения будущего сочинения, ключевые слова, лежащие в основе будущего рассуждения. Каждый учащийся выбирает из предложенного то, что ему интересно, доступно готовя на уроке рабочие материалы к сочинению.
Определение содержательного ядра сочинения: что главное и что второстепенное?
Обсуждение объема, плана и структуры сочинения, будущего рассуждения, включающего тезис, аргументы, вывод. Обсуждение: сколько нужно аргументов для доказательства тезиса?
Формулирование и запись ключевых предложений и слов в составе аргументов (смысловых частей сочинения). На первых порах это задача учителя, постепенно сложная работа по формулированию ключевых положений сочинения становится доступной учащимся. Результатом является цитатный план будущего сочинения, расширенный рядами ключевых слов.
Развитие ключевых предложений и слов в составе аргументов. Устная коллективная работа, в результате которой записывается краткий конспект содержания аргументов. Каждый ученик выбирает то, что ему ближе, поэтому при общности тематики и структуры возможно их вариативное содержательное наполнение. В процессе этой общей творческой работы осуществляется завещание А. С. Пушкина «Глаголом жги сердца людей!» Учитель мотивирует и направляет истинное творчество учащихся. Его руководство общей работой рождает импульсы новых индивидуальных идей, воплощаемых в сочинениях.
Моделирование будущего сочинения предусматривает уровневое личностно ориентированное обучение, обусловленное различной подготовкой учащихся:
минимальный: подбор цитат к ключевым положениям и их элементарный анализ;
расширение модели-конспекта, составленного на уроке в разных творческих направлениях;
оригинальное самостоятельное развитие проблемы на основе опорных положений. Структура рассуждения
Общая структура рассуждения объединяет работу над сочинением по русскому языку и литературе в единую систему.
Тезис: формулирование проблемы и обоснование ее выбора
Изложение сущности первого аргумента
Изложение сущности второго аргумента
А третий аргумент предусматривается для сильных учеников
Вывод