Как использовать авторскую сказку на уроке в начальной школе?

Авторские сказки знакомят учеников начальных классов с основами нравственных человеческих ценностей. Как правильно с ними работать?

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  1. Обсудите с детьми злую царицу. Прежде всего, спросите: от чего умирает царица? Приведите строчки «Тут ее тоска взяла / И царица умерла». Что значит «тоска взяла»? О чем она тосковала? Возможные ответы детей: «Она затосковала о том, что царевна не погибла», «Теперь она не самая красивая на свете», «Ее убила зависть».
  2. Пусть дети расскажут о поступках злой царицы. Как раскрываются ее человеческие качества в разных частях произведения?
  3. Перейдите к образу королевича Елисея. Что помогло ему найти царевну и вернуть ее к жизни?
  4. Разберите с детьми строчки: «И о гроб невесты милой / Он ударился всей силой». Почему он ударился всей силой, да еще о гроб? Возможные ответы детей: «Он чувствовал сильное горе и не понимал, что делает», «Он очень любил царевну и, когда увидел ее в гробу, почувствовал отчаяние», «Он так затосковал, что даже не понял своих действий», «Он ненавидел гроб и ударил в него».
  5. Обратите внимание детей на позицию поэта. А.С. Пушкин показал, что себялюбие, самовлюбленность, жестокость — разрушают человека. Об этом говорит опыт злой царицы. В свою очередь любовь, честность, преданность — сохраняют человеческую жизнь. Важно передать детям эти представления.
  6. Домашнее задание: выучить фрагмент сказки или поставить сцену из произведения.

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

  1. Расспросите учеников, какие сказки Х.К. Андерсена они знают, какие фильмы и спектакли они видели на эти сюжеты. Пусть дети расскажут о своих впечатлениях и отношениях к героям.
  2. Прочитайте сказку в классе вместе с учениками. Возьмите на себя первый и последний абзацы, остальное ребята прочтут по очереди.
  3. Если после прочтения сказки на уроке остается время, спросите учеников: Что вы почувствовали, когда прочитали эту сказку? Какими были солдаты в картонной коробке? Какие еще игрушки были на столе? Что они делали? Какие люди появлялись в сказке?
  4. Домашнее задание: составить план путешествия оловянного солдатика. Даются первые два пункта плана: 1. Солдатик выпал из окна. 2. Мальчик и служанка ищут его....
  5. На следующем уроке составьте с учениками план произведения на доске. Для этого разберите с детьми их подготовленные дома варианты и совместно выберите наиболее подходящие пункты.
  6. Предложите ученикам составить рассказ о путешествии оловянного солдатика по пунктам.
  7. Поговорите с детьми о том, что писатель обращает неодушевленные предметы в одушевленные. Как он это делает? Об одних и тех же вещах, предметах, событиях, Андерсен говорит одновременно и как об обычных, и как о сказочных. Предложите детям прочитать отрывки из произведения и определить, где в них соединяется реальное и фантастическое:
    • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери — старой оловянной ложки — и, значит, приходились они друг другу родными братьями».
    • «Лодочку подхватило быстрым течением и понесло. Вода в канаве так и бурлила. Еще бы — после такого ливня!»
    • «Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал — но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова высоко, грудь вперед!»
  8. Спросите учеников: О чем написал Х. К. Андерсен? Неужели только о ненужном кусочке олова, в который превратился солдатика, и о некрасивой, обгорелой брошке? (Но ведь он написал, что остался «комочек олова, похожий на сердечко»).
  9. Обсудите отношение писателя к главному герою. Почему он назвал произведение не «История оловянного солдатика», а «Стойкий оловянный солдатик»?
  10. Пусть дети обсудят в парах тему и главную мысль сказки. После устройте коллективное обсуждение. Возможные ответы детей: «Андерсен написал в сказке, что любовь не уходит», «Любящие сердцем остаются, не погибают». Не сводите ответы к единой формулировке, дети имеют право по-своему трактовать основную мысль произведения. Главное донести до учеников, насколько важны бессмертные высокие нравственные чувства, передать их красоту.
  11. Предложите ребятам представить всю историю от имени мальчика из сказки. Знал ли он о приключениях солдатика? Нет, не знал, мальчик видел его лишь пару раз. Тут должны быть приведены чувства и отношения к солдатику, впечатления людей.
  12. Домашнее задание: подготовиться к уроку классного чтения. Пусть ребята вспомнят другие сказки Андерсена, перечитают их, выберут сказки, в которых главными героями выступают обычные вещи. Некоторые произведения можно найти в разделе «Читальный зал» учебника «Литературное чтение». Дополнительное задание: изучить сборники сказок Андерсена (узнать фамилии переводчиков и иллюстраторов, другую полезную информацию).

Х.К. Андерсен «Штопальная игла»

В продолжение изучения сказок Андерсена разберите произведение «Штопальная игла». Спросите учеников: какой была штопальная игла и какие чувства она вызвала? Это очень важный вопрос, поскольку образ иглы в сказке неоднозначный. Дети дают разные, противоположные ответы: «Игла неприятная, глупая, самоуверенная, самовлюбленная», «Игла стойкая, ее история вызывает жалось». Хорошо, когда дети испытывают разные оттенки переживаний, их впечатления от сказки и должны быть разными.

С. А. Седов «Король красуется»

  1. Разберите с учениками значение слова «красоваться».
  2. Спросите учеников: Почему королю стало хорошо? Какая главная мысль сказки? Возможные ответы детей: «Не старайся казаться лучше других», «В скромности счастье», «Не хвастайся — будешь наказан».

Л. Н. Толстой «Царь и рубашка»

  1. Перед уроком предложите детям спросить у взрослых и друзей, что такое «счастье». Если обратиться к академическому словарю и словарю Д.Н. Ушакова, мы получаем следующую характеристику. Счастье — это чувство и состояние полного высшего удовлетворения жизнью. Счастливый, полный счастья — такой человек, которому благоволят удача и успех.
  2. Пусть ребята обсудят друг с другом, почему царский сын решил, что человек в избе абсолютно счастлив? Возможные ответы детей: «Он всем доволен», «Ему хорошо», «Он ни на что не жалуется», «Ему нравится его жизнь».
  3. Предложите ученикам представить, что они попали в царство и познакомились со счастливым человеком. Какой он? Добрый, злой, грустный, веселый, ленивый или трудолюбивый?
  4. Поинтересуйтесь: встречались ли вам в сказках Толстого и других авторов герои, похожие на счастливых людей?

Так дети знакомятся с нравственными проблемами и учатся формировать отношение к другим людям.

Кац Элла Эдуардовна

Заслуженный учитель России, известный московский педагог, кандидат филологических наук, автор учебников и учебных пособий по литературе.

Теги:Литература,Русский язык,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль