Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Всё необходимое, что следует знать о планировании и написании сочинения, мы собрали для вас в одну статью.

План сочинения ЕГЭ-2019 по русскому языку

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 года отличается от структуры эссе прошлых лет:

  1. Вступление.

  2. Проблема.

  3. Связка.

  4. Комментарий (1-й пример).

  5. Пояснения к комментарию.

  6. Связь между 1-м и 2-м примерами.

  7. Комментарий (2-й пример).

  8. Пояснение к комментарию.

  9. Вывод.

  10. Позиция автора.

  11. Собственная позиция.

  12. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства).

  13. Заключение.

Разберём подробно каждую часть плана.

Вступление

Объём: два-три предложения.

Цель: выйти на проблему эссе.

С чего начать сочинение?

Работу можно начать:

  • с вводных рассуждений об эпохе,

  • упомянуть биографические сведения автора,

  • с общих слов подвести читателя к главной проблеме, но в глобальных масштабах.

Проблема

Формулировка одной (!) проблемы анализируемого текста.

Объём: два — четыре предложения.

Цель:

  • конкретно и подробно сформулировать проблему текста;

  • обязательно привести аргументы;

  • указать автора произведения;

  • упомянуть об изучении текстового материала.

Как определить главную мысль/проблему текста?

Не всегда при первом же прочтении текста становится ясна основная мысль автора. Чтобы упростить задачу нахождения главной проблемы, следует обратить внимание на следующие моменты.

  • Чаще всего проблема указана либо в начале текста, либо в его конце. Как правило, наблюдается следующий принцип рассуждений: тезис → аргументация. Порядок может быть и обратным.

  • Следует обратить внимание на лексику, так как существуют специальные слова, потенциально несущие особый смысл и акцентирующие внимание на проблему. Именно эти слова и потребуются для написания комментария к проблеме (пункты плана 4 и 7).

Я сдам ЕГЭ. Русский язык Коллектив авторов
«Учебно-методический материал содержащийся в цифровом сервисе соответствует содержанию печатной форме учебного издания, использованного в основе или с составе цифрового сервиса, на дату 01.01.2022г.» Цифровой сервис «Я сдам ЕГЭ» поможет учащимся 10-11 классов в подготовке к наиболее трудным заданиям ЕГЭ, в которых, согласно исследованиям ФИПИ, допускает ошибки большой процент сдающих. В платной версии сервиса по русскому языку будет доступно более 200 заданий типов 5, 6, 7, 8, 11, 13, 27. Все задания, представленные на сервисе, соответствуют актуальной демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку. Сервис предлагает учащемуся индивидуальный план подготовки с учётом целевого балла на экзамене и времени на подготовку. С помощью него выпускник сможет самостоятельно подготовиться к экзаменам и получить более высокий балл за счёт углубленной подготовки к трудным заданиям.

Два комментария к проблеме

Самые важные пункты в сочинении — именно за грамотные комментарии в сочинении ЕГЭ по русскому языку с 2019 года можно получить 5 баллов максимум.

Комментарием является аргумент, подтверждающий наличие названной проблемы в тексте. Комментарий должен был логичным, развёрнутым, с непременным обращением на конкретные фрагменты текста, ситуации, размышления. Если нет возможности привести цитату, указание на текст должно подчёркивать знание текста — подробным описанием, именами и фамилиями героев.

В комментарий можно включать:

  • факты (реальные события — те, что действительно имели место);

  • цитаты (реальные цитаты из авторитетных источников);

  • истории (личный опыт, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);

  • ссылку на культурные традиции, обычаи, авторитетное мнение (размышления значимых учёных, писателей, специалистов);

  • примеры из авторского текста;

  • авторские рассуждения по проблеме;

  • теоретические знания, терминологию (любой науки, искусства, культуры, но в зависимости от исходного текста и проблемы сочинения! Все примеры и аргументы должны быть логично и органично вплетены в «канву» работы);

  • логические (индукция, дедукция) выводы.

Комментарий должен придерживаться определённой структуры:

  • пример из текста;

  • пояснение к приведённому примеру;

  • логический переход от примера к примеру;

  • подкрепление примера фрагментом из текста;

  • пояснение.

Чтобы комментарий был написан правильно, во-первых, нужно понять, что и зачем комментировать. Действуйте по следующему плану:

  • внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение;

  • определите стиль данного текста;

  • если перед вами публицистический текст, то, скорее всего, проблема и вывод будут очевидны. В таком случае в вашу задачу входит отметить цепочку рассуждений автора — почему и как он пришёл к собственному выводу. Именно авторское заключение (вывод) и станет позицией автора;

  • если предложенный текст оказался художественным, то придётся проявить ещё больше внимания. Авторская позиция может быть не явной, а «проступать» через поведение персонажей произведения, ситуацию. Помощником могут стать и лексические средства, которыми автор пользуется при выражении своего отношения к описываемым действиям. Таким образом, все ваши наблюдения и станут тем самым комментарием, характеризующим позицию по проблеме.

Требования к комментариям:

  1. Заявленная проблема должна иметь отношение к тексту, действительно должна наличествовать (а не быть надуманной или взятой из другого текста), примеры должны соответствовать проблеме.

  2. Два примера, необходимых для подкрепления проблемы

    Как нельзя лучше здесь будет привести цитаты (частичное цитирование, а не переписанные абзацы). Обязательно указать причины выбора этих цитат и ситуаций, а также уточнить, что через них показывает читателю автор.

  3. Смысловая связь

    Следует определить и указать причинно-следственную или противительную  связь между выбранными примерами.

  4. Пояснение к примерам

    Необходимо не только привести цитаты или упомянуть мнение автора, но и раскрыть их смысл; обсудить и объяснить поступки героев. Важно не только описать ситуации и привести примеры, но и сделать анализ выбранных фрагментов, дать собственную оценку.

  5. Точность фактов

    Если в комментарии допущена хотя бы одна ошибка в фактах, комментарий не засчитывается (0 баллов).

Помните! Ссылаясь на автора или приводя цитату, будьте внимательны: цитирование должно быть к месту и соотноситься с основной проблемой работы. Цитата призвана подкреплять комментарий, а не опровергать и вредить ему.

«Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам... но если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, ребёнок получит 0 баллов за собственную позицию \ получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и, если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем ещё баллы за факты, поэтому будьте очень осторожны с приведённой аргументацией».

Позиция автора

Формулировка авторской позиции по проблеме в тексте.

Объём: одно-два предложения.

Цель: описать отношение автора к проблеме.

Авторская позиция должна быть максимально раскрыта. Можно воспользоваться фразами типа «автор полагает…», «авторская позиция  такова…», «автор полностью разделяет…», «автор не согласен…». Следует указать, в чём автор видит проблему и как он предлагает её решить.

Обоснование личной позиции

Объём: одно-два предложения.

Цель:

  • согласиться с мнением автора;

  • сформулировать концепцию, которая будет доказываться в следующем абзаце;

  • собственно, обоснование.

Заключение (вывод)

Объём: два-три предложения.

Заключение следует сделать кратким, но логичным и чётким. Вступление и заключение должны занимать не более четверти всего эссе.

Завершающий абзац лучше всего будет построить по примеру вступления: краткий вывод, какое впечатление произвели текст автора / собственная работа, к каким размышлениям они побудили и т.п. После этого можно подвести общий итог: какова роль данного произведения в мировой/отечественной литературе, роль в творчестве автора.

Альтернативой может стать и другое построение «зачин-концовка»: во вступлении можно задать несколько вопросов, а в заключении написать на них ответы.

В заключении (выводе) необходимы:

  • завершённость всего сочинения;

  • логичная связь вывода со всем остальным текстом работы, с поднятой проблемой.

Подготовиться к сочинению будет проще с учебником «Русский язык. Углубленный уровень. 10–11 класс».

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Семёнова Екатерина

Филолог, блогер, пишущий редактор

Теги:Основное общее образование,Русский язык,Среднее общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль