6 класс. «Повесть о разорении Рязани Батыем»
В 6-м классе идет разговор о героях и подвигах в мировой литературе, в том числе и в русской. «Повесть о разорении Рязани Батыем» представляет собой очень сложный с лексической точки зрения текст. И единственный способ его осилить — это совместное чтение вслух на уроке. В принципе, вся древнерусская литература должна читаться на уроке, домашнее чтение тут бесполезно.
Этот текст любопытен и интересен, это героическая повесть, но единственная сложность — пробраться к сути сквозь старинный текст. В качестве проектного группового задания можно раздать по фрагментам для перевода на русский язык, чтобы дети могли попытаться объяснить древнерусские выражения своими словами.
7 класс. Жанр хожений в древнерусской литературе
«Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли». Игумен Даниил — один из первых русских паломников, посетивших Святую землю. Мы предлагаем детям ответить на такой вопрос: «к чему вся подробность географических описаний?». Этот текст — свидетельство и путеводитель для тех, кто там никогда не сможет побывать, и для тех, кто там будет.
Более поздний текст — «Хождение за три моря Афанасия Никитина». Этот текст авантюрный и очень интересный, но опять мы сталкиваемся с проблемой — надо добраться до смысла сквозь старинные слова и географические наименования. Здесь открывается широкое поле деятельности для бинарных уроков с учителем географии. Мы обычно предлагаем детям изобразить маршрут Афанасия Никитина на карте, обращаем внимание на географические наименования — как это называлось раньше, и как это называется сейчас.
8 класс. «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских»
«Повесть о житии Петра и Февронии Муромских» — шедевр русской средневековой литературы. Здесь уместно остановиться на появлении литературы нового типа — авторской, рассказать о жанровой природе, что это не житие само по себе, а повесть о житии. Программа 8-го класса в целом посвящена серьезным чувствам и их большим последствиям: проведите сравнительный анализ повести с романом о Тристане и Изольде в переложении Ж. Бедье.
9 класс. «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе»
Один из вариантов входа в текст и исследовательской работы — это сравнительный анализ «Слова» и летописного текста. Это дает лучшее представление о том, чем летопись отличается от «Слова». Достаточно продемонстрировать это на примере небольших фрагментов, отражающих ключевые особенности текстов. Далее остановимся на удивительной истории обретения и изучения «Слова о полку Игореве», расскажем о Мусине-Пушкине, а также о ярчайшем споре о подлинности. Здесь также открывается широкое поле для исследовательской деятельности. Можно предложить поработать с дополнительными источниками, подобрать аргументы, которые приводились за и против.
В качестве «диалога времен» уместны параллели с рассказами И. А. Бунина «Святые горы» и В. М. Шукшина «Экзамен». Обычно мы предлагаем ответить на такие вопросы: что так заинтересовало профессора? Почему он спросил про плен? Что о плене рассказано в «Слове»? Игорь не сдержал слова — он трус или герой?
«Сказание о Борисе и Глебе» изучается в контексте связи с темой средневекового идеала. Здесь возможен бинарный урок с преподавателем МХК: воплощение христианского идеала в иконографии Бориса и Глеба.
Мы предлагаем ответить на такие проблемные вопросы:
Так почему же именно князья Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью? Сохраняет ли их житие значение в настоящее время?
Автор «Сказания о Борисе и Глебе» предупреждал русских князей о пагубных последствиях раздоров, о том, что гордыня, жадность и отступление от христианских заповедей грозят Руси неисчислимыми бедами. К сожалению, предупреждения не были услышаны князьями.