Метод «5 почему» для правильных вопросов
Формат .PDF
517.3 Кб
СкачатьИ как это изменить?

Вы объяснили новую тему. Потратили 25 минут, привели примеры, нарисовали схему на доске. Спрашиваете: «Всё понятно? Есть вопросы?». Класс молчит. Кто-то смотрит в окно на птичек, кто-то листает учебник, кто-то старательно делает вид, что записывает. Вы повторяете: «Точно всё понятно?». Тишина в ответ.
Через два урока пишете проверочную и выясняется, что половина класса не поняла базовый принцип. На вопрос «Что же вы не спросили, когда мы проходили эту тему?» стандартный набор: «Не знал, что спросить», «Думал, сам разберусь», «Боялся, что глупый вопрос», «Непонятно, и всё».
И дело не в том, что ученики ленивые или невнимательные, или вы объясняете непонятно. Зачастую проблема в том, что их никто не учил задавать вопросы. Мы со школьных лет тренируемся давать ответы, а вот умение формулировать вопрос остаётся за скобками. Но ведь именно вопросы — это мышление в действии! И этому можно научить за 10 минут.
В начальной школе дети задают в среднем 2–5 вопросов за урок. К средней школе это число падает до 1-2. К старшей — стремится к нулю. Чем старше ученик, тем меньше он спрашивает. Что происходит?
Страх показаться глупым. К подростковому возрасту формируется острая чувствительность к оценке со стороны сверстников. Задать вопрос — значит публично признать, что чего-то не понял. А вдруг все остальные поняли? Лучше уж промолчать.
Непонимание, что именно непонятно. Ребёнок чувствует смутное «что-то не так», но не может нащупать проблему. Он не знает, в каком месте цепочки рассуждений оборвалась логика.
Привычка получать готовые ответы. Учитель обычно задаёт вопросы, ученики отвечают. Обратный поток — от ученика к учителю — не тренируется системно. Мышление работает в режиме «найди правильный ответ», а не «задай правильный вопрос».
Отсутствие времени. Вы спросили «Есть вопросы?», выдержали несколько секунд и пошли дальше. Но чтобы сформулировать качественный вопрос, мозгу нужно 10–15 секунд.
Сломать все эти возражения можно с помощью метода из инженерной практики.
Метод разработал Сакити Тойода, основатель Toyota, в 1930-е. Инженеры использовали его, чтобы докопаться до истинной причины поломки, а не «лечить симптомы». Идея проста: когда сталкиваешься с проблемой, не останавливайся на первом ответе. Спроси «Почему?» пять раз подряд — и доберёшься до фундамента, корня, базы.
Пример из производства: проблема в том, что станок остановился. Почему?

Если инженер остановился на первом «почему», он бы просто заменил предохранитель, и через день всё повторилось. Пять вопросов привели к реальной причине: проблема в системе фильтрации.
Этот же принцип работает в обучении. Когда ученик задаёт поверхностный вопрос («Не понял эту формулу»), метод с пятью вопросами разворачивает его мышление вглубь. И чаще всего выясняется, что проблема не в формуле, а в том, что три урока назад он пропустил тему про дроби.
Вместо того чтобы просто объяснить материал, пройдите его через цепочку «почему?» вслух. Это превращает монолог в диалог, хотя потребуется время на тренировку.

Представим, что мы на уроке биологии, разбираем тему «Фотосинтез».

За пять вопросов вы прошли путь от «почему листья зелёные» до «как устроена жизнь на Земле». Причём не вы рассказали, а класс сам дошёл. Значит, лучше запомнят!
Дайте классу любой факт из темы урока. Задача: за 5 минут в парах задать цепочку из пяти «почему?» и записать ответы. Потом две-три пары делятся результатами.

Возьмём «Великие географические открытия». Колумб поплыл в Индию, а прибыл в Америку.

За пять вопросов пара прошла путь от «Колумб заблудился» до «как технологии меняют историю». Это понимание причинно-следственных связей — самое важное, чему нас учит история.
Если хотите системно прокачать навык задавания вопросов у класса, метод «5 Почему» можно комбинировать с другими техниками. Например, дизайн-мышление учит начинать с эмпатии («Что вас раздражает в этой задаче?»), а латеральное мышление — задавать провокационные вопросы («А что, если бы эта формула работала наоборот?»). В курсе «Приёмы креативного мышления в решении любых задач» показано, как эти методы работают вместе.

Когда видите, что класс не понял тему, не повторяйте объяснение — задайте цепочку «почему?» вместе с учениками.

Например, вы объяснили тему «Плотность вещества». Дали формулу ρ = m/V. Решили пример. Класс смотрит на доску, в их глазах непонимание, в ваших — усталость и тоже непонимание, но уже другого рода.

И выясняется, что проблема не в формуле, а в том, что дети не видят связи между абстрактным определением и реальностью. Они запомнили буквы, но не поняли физический смысл: плотность показывает, насколько плотно «упакованы» частицы в веществе. Кусок железа тяжёлый и маленький (высокая плотность), а огромный корабль с воздухом внутри — лёгкий для своего размера (низкая плотность).
Метод «5 Почему» помог выявить пробел: нужно начать не с формулы, а с жизненных примеров. Почему гвоздь тонет, а деревянная доска плавает; шарик с гелием летит вверх? Когда физический смысл станет понятен — формула ляжет лучше.
Если тема требует сначала базу. Нельзя задавать глубокие «почему?» про квантовую физику, если дети не знают, что такое атом. Сначала фундамент, потом вопросы.
Если нет времени. Метод требует паузы. Если вы в цейтноте и нужно «просто дать материал», отложите метод на следующий урок.
Если класс перевозбуждён. В шумной, расфокусированной группе метод превратится в балаган. Сначала верните внимание, а потом уже стройте цепочки.
Не нужно каждый урок строить вокруг «5 Почему». Достаточно использовать метод точечно, чтобы он был интересным разнообразием, а не повинностью.
Раз в неделю. Одна тема урока проходит через цепочку «почему?» вместо обычного объяснения.
Перед проверочной. Дайте классу 10 минут на то, чтобы в парах построить цепочку «почему?» по основному понятию темы. Это намного лучше, чем повторение параграфа.
Когда видите ступор. Если класс не понимает, то не повторяйте, а спросите: «Почему... это важно / мы так делаем / нельзя иначе?»
Главное — выдерживать паузу. По 10-15 секунд тишины после каждого «почему?» Мозгу нужно время на формулировку вопросов.
Метод «5 почему» для правильных вопросов
Формат .PDF
517.3 Кб
Скачать

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор
Понравился материал? Расскажите другим