Как научить ребенка рассуждать? Развиваем логическое мышление у дошкольников

Полезные рекомендации для родителей и дошкольных педагогов — в нашем свежем материале.

Логическое мышление формируется у ребенка к 10 годам. А на этапе дошкольного детства мы развиваем лишь предпосылки логического мышления. Но, тем не менее, мы уже можем научить ребенка строить доказательства, работать в структуре гипотезы, рассуждать, мыслить нестандартно и креативно.

Чему важно научить ребенка до школы?

Овладеть полезными навыками мыслить, рассуждать и фантазировать помогут некоторые пособия. Например, книги из серии «Учимся думать». Важно помнить: если на этапе дошкольного детства мы не сформируем эти логические операции, то в дальнейшем они уже не смогут сформироваться.

Так какие же логические операции важно развить еще до школы? Давайте разберемся.

Работа в знаково-символической системе. Знаки и символы плотно вошли в нашу жизнь. Поэтому важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в этой системе и понимать её.

Сериация. Умение выстраивать закономерности. До школы необходимо дать детям понятия о частях суток, временах года, днях недели, месяцах. Игры, которые помогут детям ориентироваться в этих понятиях: «Что сначала, что потом?», «Составь рассказ по серии сюжетных картинок», «Продолжи историю».

В школе навык сериации пригодится, когда ученики будут решать задачи в два и более действий, примеры со скобками и уравнения; изучать системы и алгоритмы.

Классификация. Умение объединять предметы на основе общего признака. Например, посуда, одежда, мебель.

Умение выстраивать закономерности.

Задания, призванные развить все перечисленные навыки, содержатся в пособиях «Учимся думать».

Учимся думать. Что это такое? 5-7 летСалмина Н.Г., Цукарзи А.Э.
Пособие поможет в подготовке дошкольников к усвоению учебных предметов, в первую очередь математики. Цель заданий пособия «Учимся думать. Что это такое?» — развить у детей умения рассуждать, объяснять, выполнять цепочки действий и следовать правилам. Соответствует федеральному государственному стандарту дошкольного образования.

Интересно задание, в котором детям предлагается с конца восстановить последовательность действий в сказке «Репка». Дети обычно сталкиваются со сложностями, так как при перечислении героев, которые держались друг за друга, нужно отталкиваться не от первого (деда), а от последнего (мышка).

Обратите внимание на подсказку: стрелка ведет от мышки к кошке. Если ребенок не справляется с заданием, укажите ему на этот пример. Если же дошкольник понял задание и самостоятельно с ним справляется, на приведенный пример можно не обращать внимание.

Научить детей ориентироваться в пространстве поможет дидактическая игра с рыбками.

Следующее задание — выделение фигуры из фона, нахождение оптимального способа выполнения задания. Большой корабль спрятался в одном из маленьких цветных кораблей. Начинаем с желтых круглых окошек, сравниваем все кораблики, затем просматриваем овальные желтые окошки. И так методом исключения находим правильный ответ.

Учим детей находить предметы при поворотах.

Познавательное развитие

Учимся математике

Пособия «Математика до школы» рассчитаны на детей, начиная с 3-летнего возраста. Книги помогают освоить важнейшие навыки:

  • различать геометрические фигуры, цвета и названия некоторых объёмных тел;

  • уметь группировать и классифицировать предметы;

  • называть части суток;

  • уметь работать с числами в пределах 10, производить прямой и обратный счёт, знать взаиморасположение чисел;

  • понимать способ сравнения путем приведения к одной форме;

  • уметь пользоваться условной меркой;

  • уметь сравнивать числа, число на единицу меньше или больше;

  • знать состав числа в пределах 10;

  • различать и знать последовательность времен года, дней недели, суток, месяцев;

  • ориентироваться в пространстве, на плоскости, на плане по заданной схеме.

Фигуры и объемные тела

Хорошо, если вы сможете вырезать из бумаги заготовки, которые изображены на картинке: забор с вырезанными окошками для разных фигур и сами фигуры по размеру окошек. У детей в дошкольном возрасте развито наглядно-действенное мышление, поэтому очень важно, чтобы ребенок смог увидеть и прочувствовать, пощупать руками предметы и на собственном опыте убедиться, что разрез для квадрата не заполнится кругом, а круглое окошко не закроет квадрат.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Ерофеева Татьяна Николаевна

ведущий методист дошкольного образования

Теги:Видео,Дошкольное образование,Предшкольная пора,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль