Как научиться применять школьные знания в жизни. Советы педагогов

Почему школьникам порой трудно применять теоретические знания на практике? Что такое функциональная грамотность? Чем она отличается от академической?

Вызовы эпохи

В педагогическом сообществе уверены: в современном мире для школьников важны не только фундаментальные знания по предметам, но и такие умения, как ориентироваться в больших объемах информации и анализировать ее, креативно подходить к решению задач, планировать исследования, грамотно объяснять процессы и явления, понимать информацию, представленную в графической, иллюстративной, табличной и др. формах, интерпретировать ее, преобразовывать, обобщать.

Как рассказала в своем выступлении руководитель Центра развития и управления качеством продукта ГК “Просвещение” Ольга Логинова, такие навыки нашли отражение в понятии функциональной грамотности – умении использовать знания для принятия повседневных решений.

Сам термин появился еще в 1957 году, но в то время под ним понимались умения читать, считать и писать. Однако с развитием науки и технологий, изменений в обществе и улучшением качества жизни таких навыков стало недостаточно. Вместе с тем была создана Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Первые исследования прошли в 2000 году, чтобы определить, насколько дети умеют самостоятельно и грамотно принимать решения по широкому спектру вопросов.

Учимся для жизни

В России, помимо участия в PISA, проводится собственный мониторинг функциональной грамотности. Во время исследования выяснилось, что ребята понимают, о чем идет речь в заданиях, но не всегда знают, как применить конкретную теорию в реальных, повседневных ситуациях. Для обучения функциональной грамотности, отмечают эксперты, важно обратить внимание на следующие подходы и форматы заданий:

  1. Комплексность. С помощью заданий ребята сначала отрабатывают каждую из грамотностей (читательскую, математическую, естественно-научную и другие) в отдельности, а затем — в комбинации.
  2. Проблемность и внеучебный контекст. Полезны задачи, которые не содержат шаблонных подсказок. Мы можем отрабатывать типовые способы решения задач, однако дети привыкают к схеме «новая тема — упражнения для закрепления», то есть «способ решения — задача». В таком формате они могут не задумываться над тем, что делают, а вспоминают конкретные правила и выполняют задания. Когда речь идет о функциональной грамотности, которая воссоздает ситуации из повседневной жизни, подобные модели могут не подойти. Необходимо освоить учебный принцип — «от задачи к способу решения». Педагогу в этом помогут, например, задания на понимание смыслов: «Приведи пример...», «Вырази с помощью...», «Поясни термин/утверждение...», «Изобрази...» и т.п.
  3. Неопределенность в способах действий и альтернативные решения. Работая с задачей по функциональной грамотности, важно понять, что решение зависит от ее сути (а не от недавно пройденных правил), а теоретические знания следует переносить на практику. Верных вариантов может быть несколько — потребуются рассуждения. Проверяют такие задания не по правильному ответу, а по верному способу решения.
Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданийКовалёва Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е.
Пособие предназначено для формирования и оценки глобальных компетенций, которые являются частью функциональной грамотности и изучаются в международном сравнительном исследовании PISA. Рекомендуется к использованию в обучающих целях педагогами на уроках и во внеурочной деятельности, а также администрацией школы для организации внутришкольного мониторинга по оценке функциональной грамотности учащихся 10-13 лет.

Ключи к успеху

Насколько успешно и быстро ученики овладеют функциональной грамотностью, зависит, в том числе, от квалификации педагога и методик, которые он выбрал. В рамках учебного процесса важно обратить внимание на такие подходы:

  • Активно вовлекать школьников в учебный процесс. Чтобы заинтересовать ребят, можно использовать загадки, парадоксы, афоризмы, дилеммы, диспуты, инсценировки и т.д.
  • Поощрять учебное сотрудничество — учение в общении. Так дети получат возможность обмениваться мнениями о задании, смогут обсудить пути решения, сравнить их способы и полученные результаты.
  • Поощрять поисковую активность.
  • Развивать у школьников самостоятельную оценочную деятельность, не «захватывая» все функции контроля и оценки.
  • Переводить знания из пассивных в активные. Для этого подойдут задания с неопределенными решениями, где требуется «перевод» с обыденного языка на язык предмета и допустимы альтернативные ответы.
  • Развивать читательскую грамотность. Она необходима не только на уроках русского языка и литературы — 20-30 процентов ошибок могут возникнуть из-за того, что дети не понимают смысл задания или не могут грамотно прочитать текст.

Для применения таких подходов специалисты предлагают следующие форматы заданий:

  • учебные исследования;
  • учебные проекты, задания проектного типа;
  • кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, которые помогают получить опыт успешных действий;
  • комплексные задания (в которых есть мотивационная часть, а также разные форматы представления информации, охватывающие все оцениваемые компетенции).

Мероприятие состоялось в рамках IX региональной Выставки-ярмарки инновационных управленческих и педагогических идей «Компетентный учитель – функционально грамотный ученик». Организатор – МБУ ДПО «Учебно-методический центр» г.о. Балашиха.

Теги:Внеурочная деятельность,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль