Как организовать занятия адаптивной физкультурой в младших классах

Даем ряд советов, как продвигать физическую культуру в начальной школе.

  • Меняйте отношение детей к физической культуре. Двигательная деятельность младшеклассников должна решать не только предметные задачи (выучить упражнения, сдать нормативы), но и оздоровительные, и воспитательные. Объясните ученикам, для чего им нужна эта деятельность. Современные дети все меньше времени проводят в подвижных играх, больше сидят за уроками и играют с гаджетами. Нужно сформировать у детей понимание, что активность ведет к здоровью, а здоровье — это главное, основа всего.

  • Разделяйте оздоровительную тренировку и двигательные стереотипы. Как ученик сидит за партой, как он ходит, как держит ручку и носит портфель — все это двигательные стереотипы, которые тоже относятся к физической культуре. Их нужно подмечать и корректировать. Например, в раннем возрасте достаточно легко исправить косолапость, если постоянно контролировать правильное положение ног. Не устарели известные упражнения для осанки — и не обязательно делать их с книжкой, можно с подушкой или кубиком.

  • Обратите внимание на новое модное направление «манд-фитнес» (тренировка мозга). Сегодня много говорится о развитии когнитивных навыков. В «Атласе новых профессий» даже есть такая позиция как тренер по майнд-фитнесу. Развитие интеллекта напрямую связано с двигательной активностью. Так, гимнастика тренирует память в целом, потому что запоминание упражнений находится в той же области, что и заучивание цифр, букв, стихов. Разные упражнения влияют на те или иные отделы головного мозга (например, когда ребенок делает одной рукой «зайку», и другой — «собачку», улучшается координация).

  • Делайте перерывы на короткие упражнения. Небольшая активность в течения 2-3 минут — и школьники уже сбросили напряжение и готовы браться за учебный материал с новыми силами. В методических рекомендациях подробно представлены разные короткие упражнения, которые можно делать, не вставая из-за парты: разминка шеи и плеч, тренировка мелкой моторики. Часто экспериментальные школы практикуют и более активные упражнения на обычных уроках. Например, дети встают из-за парт, ходят и по команде занимают свободные места.

  • Используйте разные методы физического воспитания. Эксперты разделяют методы на общепедагогические и специфические. К первым относятся словесные и наглядные указания. К специфическим — соревновательный метод, метод строго-регламентированного упражнения, игровой метод. При работе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья, не следует избегать соревнований, поскольку такая модель помогаем им социализироваться. Можно просто упростить условия состязания: привлечь других детей в качестве помощников, наградить призами всех участников.

  • Мотивируйте детей. В школу ученики приходят с разным уровнем подготовки: одни уже занимаются в спортивных секциях, другие не привыкли к активности. Важно выстроить занятие по физической культуре таким образом, чтобы каждый чувствовал себя способным, благополучным — это повышает мотивацию учеников и стимулирует их совершенствоваться. Для этого на занятиях начинайте с задач, которые доступны всем, а после дифференцируйте уровни нагрузки.

Физическая культура. 1-4 класс. УчебникЛях В. И.
Учебник написан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерной программой по предмету «Физическая культура» для начальной школы. Учебник на основе многочисленных иллюстраций и доступного текста знакомит учащихся начальных классов с азами физической культуры, здорового образа жизни, основными упражнениями, входящими в школьную программу из разных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжные гонки, плавание). В учебнике представлены комплексы упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения. Усилению мотивации к занятиям физической культурой, а также своеобразным проектом служат игра «Проверь себя» и тесты для оценки своей физической подготовленности.
  • Визуализируйте. Ученикам младших классов очень нужна наглядность. Есть формат упражнений, доступный всем ученикам, независимо от уровня подготовки (он же и помогает реализовать игровой метод). Речь идет о подражании животным. Ходим как медведь, прыгаем как обезьяна, ползаем как крокодил — такие задания способствуют развитию физической активности, увлекают детей и, к тому же, раскрывают их творческий потенциал.
  • Используйте стишки. Команды в стихотворной форме делают упражнения увлекательнее и тренируют память ребят. Представляем вашему вниманию короткую зарядку на основе простейших упражнений из йоги.

Наклоны головы вперед-назад
Мы без дела не сидим:
То на солнышко глядим,
То совсем как скворушки
Чистим наши перышки.

Наклон головы вправо, влево
Мы на плечико — подушку
Положить стремимся ушко.

Повороты головы вправо, влево
Притворяемся совой:
Вертим нашей головой.

Круговое вращение головой
Подбородок опускаем,
С вами в циркуль поиграем.
Без отрыва, юный друг
Нарисует циркуль круг.

Круглая спина
В милых ежиков играем
Наши спинки выгибаем.
Потянулись, распрямились
И чему-то удивились.

Плечи вверх-вниз
Мы плечами пожимаем,
Ничего не понимаем

Круговые движения (руки согнуты в локтях)
Перестали удивляться,
Паровозом стали мчаться.
Чух-чух, чух-чух,
Переводим мы свой дух.

  • Подключайте родителей. Среда физического воспитания состоит из гигиенических факторов, физических упражнений и оздоровительных сил природы. Очевидно, что развивать физическую культуру ребенка нужно не только в процессе обучения, но и в семье. Не лишним будет напомнить родителям о прогулках и походах с детьми, о совместном выполнении упражнений. Кроме того, важно донести, что физическое развитие должно быть приятным. Например, начиная закаливание, не нужно сразу выливать на ребенка ведро холодной воды — достаточно налить немного холодной воды в ванну или таз и дать ребенку смочить ноги (при этом, для сохранения тепла, ребенок одет). Принятие правильного питания — еще один важный фактор. Желательно, чтобы здоровая пища подавалась дома красиво, вызывало у ребенка желание ее съесть.
  • Следите за развитием. Процесс акселерации еще не закончен, и дети часто перерастают своих родителей, но все же важно контролировать процесс роста ребенка, его соответствие нормам. Например, слишком быстрый рост приводит к искривлению осанки — значит, нужно уделять больше внимания положению спины ученика. В младшем школьном возрасте ребенок ежегодно прибавляет в среднем 3 кг. Вес устанавливается по формуле: Вес (кг)=10+(2 х П), где 10 кг — средний рост ребенка в возрасте одного года, 2 кг — средняя годовая прибавка в весе, а П — количество лет.

Помните, что вовремя сформировать уважение к физической культуре — значит заложить основу здоровой жизни человека.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Начальное общее образование,Статьи,Физическая культура

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль