Сначала ударение ставьте на первый слог, потом — на второй, следом — на третий. Напрашивается вопрос: «Но ведь только что говорили бОтата, почему сейчас-то ботАта?» А ребенок должен заверить вас: «Да нет же, правильно — ботАта, вотАта, готАта!»
В заключение предложите ребятам поиграть с эмоциональными оттенками (сердитый, веселый, испуганный), комбинируя слова с ударением на разные слоги. Зловеще-приглушенное «бАтата, ватАта, готатА» или задорное «кОтата, шотАта, нотатА» могут прерываться взрывами хохота — не останавливайте веселье, посмейтесь вместе с детьми, добавляя замечания: «Ярче, больше жестикуляций, где ваши эмоции?!»
В развлекательной манере им будет проще овладеть практикой. В следующий раз, выйдя к доске, школьник невольно подстроится под упражнение и начнет контролировать дыхание, руки и голос.
Развиваем концентрацию
Упражнение 1
Задача — громко и четко произнести свое имя, указывая рукой на одноклассника.
Наша концентрация всегда зависит от того, как ведет себя тело. Вот мы идем по коридору, краем глаза замечаем знакомого и на ходу, словно невзначай, здороваемся с ним. Очевидно, мы сфокусированы на своих мыслях, а не на собеседнике. А нужно повернуться к человеку всем корпусом, зафиксировать на нем взгляд и осознанно произнести: «Привет! Как твои дела?» И неважно, разговор это, чтение стихов или презентация проекта.
Упражнение 2
Назовите слово, задача ребенка — мгновенно и с чувством ответить: «Мне это нравится!» или «Мне это не нравится!».
Упражнение 3
Игра на вылет «БИЗ — БЭЗ — БАЗ». Ее часто используют в актерских студиях. Необходимо встать в круг. Когда ребенок произносит биз, бэз или баз, он указывает рукой на того, к кому обращается. Старайтесь сохранять последовательность! Того, кто сказал не то слово, сбился или не задействовал руку, дисквалифицируют. Остаться должны двое.
Я не трус, но я боюсь! Как еще помочь ребенку?
Поддерживайте его! Придумайте особые ритуалы — во время выступления взять в руку монетку или держать при себе открытку с планом.
Учите на своем примере. Обращайте внимание не только на успехи, но и на недочеты. Вместе проговаривайте их.