Как подготовить ребенка к выступлению у доски?

За нежеланием ребенка выступать могут скрываться сложности и страхи, о которых взрослые не подозревают.

Страх выступлений

Дети всегда ищут опору в окружающих и пытаются им подражать. Почему же они, всегда такие активные и раскрепощенные, боятся публики?


Первая причина — негативный опыт. Ошибаясь перед слушателями, ребенок расстраивается. Если его не поддержать, инцидент перерастет в психологическую травму. Результатом станет боязнь любых выступлений. Наблюдая за сбивчивой речью одноклассника и смешками «из зала», школьник поддается панике и с ужасом ожидает, когда его постигнет та же участь.

Вторая причина — стеснение. Но это нормальное явление. Смущаются все — и дети, и взрослые. Раскрепоститься помогут упражнения Третья — страх осуждения. И четвертая — непонимание, что от них требуют.

Представьте такую картину: вы сидите на заднем сиденье машины, за рулем — человек, у которого нет никакого стажа. Рядом с водителем расположился инструктор, он подбадривает его фразами: «Смелее, ты сможешь! Ничего не бойся, я в тебя верю!» Но ведь дело не в смущении, а в отсутствии навыка вождения. Поэтому как бы ни была важна эмоциональная поддержка, в этой ситуации она не поможет, а, наоборот, усилит смятение. Прежде чем начать осваивать что-то новое, важно разобраться, как это работает — понять сам механизм. Подбадривание лучше оставить на потом — когда хоть что-то начнет получаться.

Пора в бой! Как подготовиться к выступлению?

Ставьте конкретную задачу. Например, вы вызываете ученика к доске и просите его рассказать, как он провел лето. Первой реакцией будет недоумение: вроде ничего особенного не происходило (ел, гулял, кино смотрел, музыку слушал). Ребенок должен понимать, чего именно от него хотят, поэтому сразу уточняйте: какие заведения посещал, где побывал вместе с родителями, какие впечатления остались, каким спортом занимался, с кем познакомился, куда успел съездить, что нового узнал.

Объясните ребенку важность громкой и понятной речи. Обычно цель школьника у доски — как можно быстрее выдать всю информацию, вернуться на место, и чтобы больше его никто не трогал. Научите его  говорить отчетливо и громко, в среднем темпе, – только так все смогут услышать и разобрать смысл слов.

Помогите составить структуру выступления. Она позволит ребенку не растеряться. Расскажите, чем отличается естественная речь от книжной. Все дети хотят выглядеть обаятельными и взрослыми. В их представлении выступление талантливого спикера непременно изобилует сложными терминами и пышными фразами. Поэтому они превращают речь в эдакий литературный каламбур. Донесите до ребенка: говорить лучше простыми словами.

Структура самопрезентации

  1. Поздороваться, представиться — имя, в какой(-ом) школе/классе учится, где живет.

  2. Перечислить все хобби (спорт, творчество).

  3. Рассказать о самом любимом увлечении, возможных достижениях.

  4. Поделиться своими мечтами.

Здесь нет временных рамок: пять минут выступать или десять. Если ребенок уложился в 30 секунд — прекрасно, для него главное — начать говорить. И никаких ограничений! Мечта может быть как глобальной (стать классным специалистом), так и локальной (хорошенько выспаться).

Пример

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Рита, я работаю в «Просвещении».

  1. В свободное от работы время я люблю фотографировать, рисовать. Еще я читаю, пытаюсь заниматься спортом (порой безуспешно) и воспитываю двух прекрасных котов.

  2. Для меня свобода – это творчество. И, к тому же, выражая себя на полотне или через объектив камеры, я расслабляюсь.

  3. Прозвучит неожиданно, но я люблю стрелять. Конечно, речь идет о психологической разгрузке, когда в бумажную мишень ты вбиваешь надоевшие проблемы, и напряжение автоматически сбрасывается. Так что мое «бытовое» желание — сходить в боевой тир, а еще пострелять из арбалета.

  4. Если говорить глобально, то самая большая мечта моей жизни – теплый дом и любящие хозяева для всех беспризорных животных. Я очень хочу, чтобы наш мир был полон человечности и доброты. Мои питомцы тоже когда-то были уличными. А теперь, похоже, стали полноценными членами семьи.

Когда ребенок поймет: чтение стиха перед классом не предотвратить, тревожные мысли нагонят на него такой страх, что ответ у доски окажется заранее испорчен. Перед уроком вместе проговорите, как будет проходить выступление: сначала ФИО автора, далее название стихотворения, а потом четко и громко он рассказывает, что выучил. Так он выйдет к слушателям  намного увереннее, а начнет говорить — от паники не останется и следа.

Всем чаю! Как пригласить, чтобы все согласились?

Предложите детям анонс, он состоит из блоков:

  1. Поздоровайтесь, представьтесь (если нужно).

  2. Когда и куда приглашаете.

  3. Чему посвящено мероприятие.

  4. Для кого и почему окажется интересным.

  5. Что там будет особенного.

  6. Призыв к действию.

Пример

Упражнение не требует долгих приготовлений и нудных правил, участник просто начинает спонтанно развивать свою идею. Для постановки задачи достаточно назвать слово — к примеру, чаепитие.

  1. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга.

  2. Я бы хотела пригласить вас завтра на Красную Площадь на чаепитие с пряниками (ориентир — памятник Минину и Пожарскому).

  3. Специально для вас весь вечер с 19:00 до 21:00 главная площадь страны превратится в уютную чайную. Это поможет нам отвлечься от тяжелых мыслей и тягот последних лет.

  4. Преподавателям и научным сотрудникам будет особенно интересно. С дымящимися чашками в руках мы обсудим яркие открытия человечества, поделимся педагогическим опытом, а может, вдумчиво и неспешно прочтем отрывки из книг любимых авторов.

  5. Каждый гость сможет отведать ароматный чай на любой вкус, янтарный мед, имбирные и сахарные пряники по уникальному рецепту.

  6. Наши двери открыты для всех желающих, но потребуется чудесный ключ — книга русского писателя, творчество которого вас не оставило равнодушным. Переходите по ссылке, регистрируйтесь, и добро пожаловать в нашу вселенную!

Руководствуясь конкретным планом, человек неосознанно станет дополнять свой рассказ все новыми деталями. Они сделают любое приглашение заманчивым и искренним. Такая психологическая база поможет выступающему успокоиться и логично выстроить свою речь.

Физкульт-привет! Готовим свое тело к выступлениям

Когда ребенок предстает перед аудиторией, его тело сжимается подобно пружине, что совершенно естественно. Объясните юному оратору прямую зависимость между телом и речью. Скукожившись, даже внутри, от страха, он физически не сможет говорить.

Поэтому так важно следить за своей позой: спина ровная, опора на две ноги для равновесия. Смотреть лучше перед собой. Но если ребенку нравится фокусироваться на ком-то конкретном — пожалуйста.

Регулярно репетируйте, делайте упражнения для речи — она должна быть достаточно медленной, но не тихой, — и суетливость пропадет сама собой. Не забывайте об умеренной жестикуляции. Руки — помощники, а не враги. В итоге напряженность отступит, а ребенок хорошо запомнит, как себя держать, как синхронизировать тело с голосом и в каком темпе излагать свои мысли.

Практика «волшебной бОтаты-мОтаты»

Это упражнение прокачает физиологию с точки зрения ритма. Его можно делать даже на перемене в классе. Тело начнет работать, и постепенно длинные «текстовые дистанции» взрослые и дети будут преодолевать легко и эффективно.

Выступление школьников обычно строится по принципу: начал за здравие кончил за упокой. Сначала речь бойкая и громкая, но медленно и неуклонно она становится тише и неувереннее. Иногда на почве стеснительности возникают даже дефекты речи. Все дело в нехватке дыхания и телесных зажимах.

Использовать нужно ряд смешных слов (не обязательно всех): ботата, вотата, готата, дотата, жотата, зотата, котата, лотата, мотата, нотата, потата, ротата, сотата, тотата, фотата, хотата, цотата, чотата, шотата, щотата. Для удобства разбейте их на несколько столбиков.

Читать себе под нос – не дело, лучше сделать вид, что убеждаешь оппонента в своей правоте. Спросите ребенка: «Какая там первая буква — „н“»? А он в ответ: «Нет, „б“ – бОтата!» Но громко, внятно, уверенно и с жестами — только в этом случае будет польза.

Сначала ударение ставьте на первый слог, потом — на второй, следом — на третий. Напрашивается вопрос: «Но ведь только что говорили бОтата, почему сейчас-то ботАта?» А ребенок должен заверить вас: «Да нет же, правильно — ботАта, вотАта, готАта!»

В заключение предложите ребятам поиграть с эмоциональными оттенками (сердитый, веселый, испуганный), комбинируя слова с ударением на разные слоги. Зловеще-приглушенное «бАтата, ватАта, готатА» или задорное «кОтата, шотАта, нотатА» могут прерываться взрывами хохота — не останавливайте веселье, посмейтесь вместе с детьми, добавляя замечания: «Ярче, больше жестикуляций, где ваши эмоции?!»

В развлекательной манере им будет проще овладеть практикой. В следующий раз, выйдя к доске, школьник невольно подстроится под упражнение и начнет контролировать дыхание, руки и голос.

Развиваем концентрацию

Упражнение 1

Задача — громко и четко произнести свое имя, указывая рукой на одноклассника.

Наша концентрация всегда зависит от того, как ведет себя тело. Вот мы идем по коридору, краем глаза замечаем знакомого и на ходу, словно невзначай, здороваемся с ним. Очевидно, мы сфокусированы на своих мыслях, а не на собеседнике. А нужно повернуться к человеку всем корпусом, зафиксировать на нем взгляд и осознанно произнести: «Привет! Как твои дела?» И неважно, разговор это, чтение стихов или презентация проекта.

Упражнение 2

Назовите слово, задача ребенка — мгновенно и с чувством ответить: «Мне это нравится!» или «Мне это не нравится!».

Упражнение 3

Игра на вылет «БИЗ — БЭЗ — БАЗ». Ее часто используют в актерских студиях. Необходимо встать в круг. Когда ребенок произносит биз, бэз или баз, он указывает рукой на того, к кому обращается. Старайтесь сохранять последовательность! Того, кто сказал не то слово, сбился или не задействовал руку, дисквалифицируют. Остаться должны двое.

Я не трус, но я боюсь! Как еще помочь ребенку?

Поддерживайте его! Придумайте особые ритуалы — во время выступления взять в руку монетку или держать при себе открытку с планом.


Учите на своем примере. Обращайте внимание не только на успехи, но и на недочеты. Вместе проговаривайте их.

photo
Алёна Ярошевич

пишущий редактор

Теги:Видео,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль