
Ольга Иванова
Детский и семейный психолог
Рассказываем, на что обратить внимание в развитии ребёнка и как помочь ему адаптироваться к дошкольному учреждению.
Рассказываем, на что обратить внимание в развитии ребёнка и как помочь ему адаптироваться к дошкольному учреждению.
Понаблюдайте, насколько развиты у ребёнка эти качества:
— активно интересуется другими детьми;
— расстраивается на прогулке без друзей;
— достаточно просто на долгий период остаётся со знакомыми;
— счастлив побывать на детских площадках под наблюдением аниматоров;
— может не обращать внимания на шум и суматоху вокруг, они почти не влияют на его настроение;
— ест почти всё, не капризничает при подаче разных блюд;
— легко зовёт на помощь взрослых, когда встречается с трудностями;
— для своего возраста адекватно ситуации проявляет свои чувства, умеет хоть сколько-то контролировать свое эмоциональное состояние;
— воспринимает правила, без особо бурных эмоций подчиняется ограничениям;
— может сам себя развлечь, когда взрослые заняты;
— может понятно объяснить, что ему нужно; речь соответствует возрасту;
— приучен к самостоятельному отходу ко сну (в семье отрегулирован режим дня);
— распрощался с подгузником, самостоятельно пользуется горшком/унитазом, моет после этого руки;
— ребёнок способен немного обслужить себя: старается держать ложку в ведущей руке, может самостоятельно принимать пищу, моет руки и вытирает их полотенцем, при помощи взрослого надевает и снимает одежду, которую складывает;
— не имеет серьёзных страхов;
— болеет нечасто.
Чем больше из этого ему свойственно, тем легче будет адаптироваться в дошкольном учреждении. Еще легче будет, если:
— в окружении есть старшие дети, которые посещают/посещали детский сад;
— взрослые, особенно мамы и бабушки, которые готовы отпустить малыша от себя, расстаться с ним;
— взрослые из ближайшего окружения сами посещали детский сад и имеют положительный опыт;
— в последние три-четыре месяца в семье не произошло важных изменений (рождение младшего ребёнка, переезд, развод родителей и т. п.).
Если из 20 пунктов что-то вызывает у вас опасения и переживания, проконсультируйтесь с педагогами, педиатрами, детскими психологами и внедряйте в жизнь их рекомендации. Чем больше умеет малыш, легче общается с самыми разными людьми, чем спокойнее будут вести себя взрослые, тем быстрее ребёнок привыкнет к условиям и правилам детского сада.
Адаптацию к детскому саду проживают и мама, и малыш. Мама действительно переживает за ребёнка. Но часто, когда он адаптируется к детскому саду, взрослой женщине тоже приходится менять свой образ жизни: выходить на работу, перестраивать режим дня, самой проходить адаптацию к рабочему месту, вспоминать свои профессиональные компетенции, обучаться чему-то новому, если на месте работы произошли изменения.
Пока есть «уважительная причина» оттягивать эти события, неосознанно часть мам эмоционально удерживают малыша при себе, испытывая досаду, тревогу, жалость, чувство вины. Малыш, находясь в слиянии с матерью, чутко улавливает её эмоции и начинает капризничать, истерить, протестовать. Поэтому психологическая поддержка нужна не только малышу, но и маме — и ей в первую очередь. Когда женщина определится с дальнейшей карьерной траекторией и поймёт, как выстраивать свою жизнь и жизнь семьи, её тревожность снизится, и малыш будет гораздо спокойнее.
Примерно за 3-4 месяца до поступления в дошкольное учреждение начинайте обсуждать с малышом, что такое детский сад, что все дети туда ходят, у каждого есть свой шкаф, кровать и полотенце. Ребята играют друг с другом, занимаются, едят, делают различные поделки, спят, рисуют, поют песни, делают зарядку, проводят праздники.
В детском саду есть игрушки, которых нет дома, музыкальный зал, где стоит пианино, спортивный зал с мягкими модулями и другим спортивным инвентарём. Расскажите, что есть разные группы — от младшей до подготовительной, разные воспитательницы, нянечки, музыкальный работник, повара, инструктор по физкультуре.
Выстройте маршрут и время ежедневных прогулок так, чтобы ребёнок видел, как детсадовские дети играют на территории учреждения, и что их забирают родители.
Обратите внимание ребёнка, что на площадках есть веранды, горки, качели, песочницы, что везде есть клумбы с цветами.
Посмотрите вместе и обсудите мультфильмы про детский сад, купите тематические книги и читайте их почаще. В своём окружении найдите ребёнка постарше, которому нравится посещать дошкольное учреждение: пусть расскажет, как интересно и полезно ходить в детский сад. Дома играйте в детский сад: вы воспитательница, а малыш и игрушки — это ребята в детском саду, которые проводят время согласно режиму дня.
Стеснительные дети больше других нуждаются в специальной подготовке. Важно расширить круг общения, поэтому помогайте ребёнку познакомиться с ребятами на площадках. Продемонстрируйте малышу, как можно пригласить другого ребёнка играть, попросить игрушки, обменяться на время прогулки и т. д. Поддерживайте инициативу во взаимодействии с детьми, рассказывайте в кругу семьи, как малыш здорово сумел сегодня познакомиться с новой девочкой.
Учите ребёнка играть! Если он научится строить игровой сюжет и играть самостоятельно, в детском саду будет легче найти друзей, влиться в коллектив и совершенствовать свои коммуникативные навыки.
Чтобы малыш спокойнее чувствовал себя в новых условиях, берите в первые дни в группу любимую игрушку. Если воспитатели не поощряют это (игрушка может не соответствовать санитарно-гигиеническим нормам), сшейте ребёнку маленькое яркое сердечко, которое он будет носить в кармашке как символ вашей любви. «Заговорите» при крохе эту милую вещицу добрыми пожеланиями: «Чтобы мой сыночек/доченька был смелым, ничего не боялся, играл с ребятками, хорошо кушал и крепко спал, веселился и радовался в детском саду!». При необходимости каждый вечер «заговаривайте» сердечко заново.
Обсуждайте с ребёнком, как прошёл вечер, что ему сегодня понравилось, с кем было интересно общаться, какое настроение было, какие события произошли. При этом старайтесь не осуждать воспитателей. На них возложена серьезная задача — научить детский коллектив соблюдать дисциплину, чтобы в дальнейшем не было хаоса. Помогите ребёнку прожить его эмоции, не акцентируя внимания на негативных моментах адаптации. Обнимайте и поддерживайте малыша, хвалите за то, что он справился со сложной ситуацией.
Самое главное — не спрашивайте малыша, хочет он в детский сад или нет. У него не должно быть сомнений о необходимости посещать дошкольное учреждение. Иначе вся предыдущая подготовка окажется бесполезной.
Детский и семейный психолог
Понравился материал? Расскажите другим