Как научить ребёнка помогать однокласснику с инвалидностью, и когда этого делать не нужно

Уважение важнее опеки: как учить детей помогать правильно.

Основное изображение

В современной школе в одном классе или группе нередко учатся дети с инвалидностью и без. Для многих ребят появление нового одноклассника с особенностями здоровья становится первым опытом близкого знакомства с миром, который устроен иначе.

Дети младшего школьного возраста невероятно открыты и эмоциональны. Они ещё не научились скрывать чувства, как взрослые, и искренне хотят помочь. Но при этом уже понимают: в общении существуют правила. Вот только какие правила работают с одноклассником на коляске или с нарушением зрения? Об этом не всегда знают даже взрослые.

Надо ли помогать однокласснику с инвалидностью? Если да, то как именно? А если он откажется или обидится? Что делать, если хочется подать руку, но страшно сделать что-то не так?

Эти вопросы касаются не только инклюзии, но и более широких понятий — границ ответственности, личной автономии, уважения к другому человеку. Разбираемся вместе с Еленой Гориновой, социальным психологом, ведущим методологом и экспертом Центра толерантности Еврейского музея, экспертом антибуллинговой программы «Каждый важен».

Помощь помощи рознь

С самого начала важно понять: необдуманная, навязанная или чрезмерная опека может ранить сильнее, чем равнодушие. И это касается любого человека — с инвалидностью или без.

Наша цель как взрослых не создать в классе культуру жалости, а построить мосты настоящей дружбы и уважения. Именно это и есть суть инклюзивной среды.

Давайте разберёмся, как научить детей помогать правильно: этично, ненавязчиво и с уважением к личным границам одноклассников с инвалидностью. И, что ещё важнее — понимать, когда помощь не нужна и даже вредна.

Часть 1. Философия «правильной помощи»: от жалости к сотрудничеству

Прежде чем давать детям конкретные инструкции, родителям и учителям важно самим усвоить базовые принципы. Они немного переворачивают привычные представления о людях с инвалидностью.

1. Инвалидность — это не трагедия, а особенность

Ребёнок с инвалидностью — это прежде всего ребёнок. Определённого пола и возраста, со своими личностными особенностями, способностями и недостатками. У него те же потребности в общении, играх, признании и самореализации, что и у других детей. Его жизнь не является «трудной» по умолчанию.

Любому взрослому в окружении такого ребёнка важно держать фокус на его возможностях, а не на ограничениях. Если мы опираемся на сильные стороны, то развиваем, поддерживаем. А если сосредоточимся на ограничениях... и вот ребёнок уже в «теневой» зоне неуспеваемости и социальной изоляции.

2. Помощь — это услуга, а не обязанность

Помощь становится благом только тогда, когда она действительно нужна.

Опасная ловушка: взрослые, стремясь привить детям гуманистические ценности, начинают заставлять их помогать и даже оценивать степень инициативы. Это приводит к обратному эффекту — «дегуманизации» людей с инвалидностью.

Они начинают восприниматься как слабые, беспомощные, не способные справляться даже с простейшими вещами.

Такая позиция естественно вызывает сопротивление и агрессию у одних детей, чувство вины у других. В итоге создаётся впечатление тупика и непреодолимой сложности инклюзии. Возникают проблемы в общении, но не из-за самой инклюзии, а из-за неуважения личных границ и незнания правил.

3. Главная цель — не сделать ЗА, а помочь сделать САМОСТОЯТЕЛЬНО

Это ключевой принцип реабилитации и инклюзии. Задача того, кто помогает, — создать комфортные условия, в которых другой человек, несмотря на затруднения, сможет проявить автономию и почувствовать себя уверенно.

Часть 2. Практика: как научить ребёнка помогать этично

Конкретные шаги и фразы, которые можно предложить детям, если они хотят помочь однокласснику с инвалидностью.

1. Начни с вопросов, а не с действий

Самая частая ошибка — бросаться на помощь, не спросив, нужна ли она. Да, это выглядит эффектно, а иногда действительно необходимо. Например, если человек с нарушением зрения потерял трость и не может её найти. Тогда уместно сразу поднять и отдать трость, не дожидаясь, пока он споткнется о препятствие.

Но в большинстве случаев лучше использовать фразы:

  • «Тебе помочь?»

  • «Тебе удобно, если я подам / подвину?»

  • «Хочешь, я помогу тебе с этим»

Объясните детям: спросить о необходимости помощи — это знак уважения, а не «тупости» (в духе: «Что ж ты не помог? Не видишь, что с ним?»). Вопрос даёт другому человеку право выбора: принять помощь или вежливо отказаться.

Важно быть готовым к отказу и не обижаться. Возможно, одноклассник хочет справиться сам, это его право. Помни: он такой же, как ты или любой из твоих друзей. Он тоже хочет быть самостоятельным, успешным и независимым.

2. Предлагай конкретную помощь

Так однокласснику легче понять, о чём речь, и согласиться или отказаться. Например:

  • «Давай я донесу твой портфель до парты?»

  • «Хочешь, я прочитаю тебе это задание?»

  • «Подержать тебе дверь?»

Универсальная фраза, которая всегда уместна: «Могу я тебе (вам) чем-то помочь?» Особенно если человек незнакомый.

И вообще: любой вопрос уместнее, корректнее и уважительнее, чем активное действие без запроса.

Запомни: ни в коем случае нельзя без спросу хвататься за коляску, брать за руки или за плечи человека с инвалидностью. Сначала спросить, привлечь к себе внимание, дать человеку принять решение.

3. Будь «дополнительными руками», а не «руками, которые делают всё за него»

Например, если у одноклассницы ДЦП и ей сложно собрать рассыпавшиеся карандаши, не нужно быстро собирать их за неё. Лучше придержать пенал, чтобы он не скользил, или подать упавший карандаш.

4. Помогай незаметно

Высший пилотаж — помощь, которую не замечают. Если товарищу на коляске сложно подъехать к столу, можно просто отодвинуть стул, не привлекая всеобщего внимания. Если плохо видящий сверстник идёт по коридору спортивной секции, можно предупредить о пороге: «Осторожно, здесь порог», а не хватать его под руку.

5. Помощь — это не только физические действия

Иногда социальная и эмоциональная поддержка гораздо важнее. Как помогать эмоционально?

  • Приглашай одноклассника в общие игры и разговоры. Если он не может играть в футбол из-за ограничений в передвижении, он может быть комментатором или судьей.

  • Будь переводчиком. Если у одноклассника сложности с речью, не делай вид, что понял, если это не так. Вежливо переспроси: «Извини, я не совсем расслышал. Ты сказал...?» Помоги донести его мысль до других детей, если он сам не против.

  • Защищай, но не опекай. Если одноклассницу дразнят, правильная помощь — не лезть в драку с обидчиками, а заявить агрессору о недопустимости такого поведения. Затем поддержать девочку «Мне не нравится, что они так говорят. Они не правы. Давай уйдем отсюда». А затем вместе сообщить о произошедшем учителю.

Скачайте карточки, которые помогут провести важный разговор с ребёнком

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • 10 вопросов перед разговором об инклюзии

    Формат .PDF

    3.8 Мб

    Скачать

Часть 3. Стоп! Когда помогать НЕ нужно (и даже вредно)

Это, пожалуй, самая важная часть.

Гиперопека калечит личность и мешает социализации гораздо сильнее, чем сама инвалидность. Навязчивая забота и чрезмерное внимание побуждают человека закрыться, вызывают агрессию к «опекунам» — ведь у него нет возможности проявить себя, испытать себя в разных ситуациях, вырасти.

Когда не надо помогать?

1. Когда одноклассник может сделать это САМ

Это золотое правило. Если одноклассник с протезом руки сам завязывает шнурки, не бросайся их развязывать и завязывать за него — «лучше», «крепче» или просто потому, что «ну у меня обе руки, я сделаю нормально». Ты лишаешь его победы и тренировки.

Если заметил, что одноклассник занят шнурками, незаметно понаблюдай, дай ему пространство для самостоятельности. И только если на 100% уверен, что помощь нужна, — уважительно предложи её.

2. Когда тебя НЕ просили о помощи

Если ты не видишь явных признаков затруднения, не вмешивайся. Даже если тебе кажется, что твоё вмешательство ускорит процесс или улучшит результат. У каждого человека есть право на личное пространство и на то, чтобы справляться со своими задачами в своём темпе.

3. Когда помощь унижает

Любое «благое» действие, которое подчеркивает «я могу, а ты нет», — это плохая помощь. Особенно когда она оказывается демонстративно, на виду у всех.

Не нужно снимать с одноклассника рюкзак, когда он сам его снимает. Не нужно говорить с ним снисходительным тоном, как с малышом. Помощь должна быть уважительной и незаметной.

4. Когда ты помогаешь, потому что «надо»

Лучшая помощь рождается из искреннего желания быть рядом и заботиться. Фальшь, сопротивление, «вымученность» помощи очень чувствуются и плохо влияют на отношения. Если ты помогаешь, потому что «должен», «так принято» или «иначе плохо подумают», — лучше не помогай вообще.

Часть 4. Роль взрослых: что могут сделать родители и педагоги

Говорите на языке возможностей

Вместо «Он не может ходить» говорите «Он передвигается на коляске». Вместо «Она не может говорить» — «Она общается с помощью планшета». Язык формирует восприятие, и дети учатся видеть не ограничения, а способы адаптации.

Будьте открыты и честны

Дети любопытны. Если они спрашивают: «А почему он такой?», не злитесь, не шикайте и не закатывайте глаза. Спокойно и просто объясните суть особенности:

«У Маши есть такое состояние, из-за которого её мышцы работают не так, как у тебя, поэтому ей сложнее бегать».

Организуйте совместную деятельность

Лучшая интеграция происходит в игре и общем деле. Проектная работа, творческие кружки, театральные постановки, где у каждого есть своя роль, — идеальная среда для сближения и зарождения настоящей дружбы.

В этом году мы в Центре толерантности запустили серию бесплатных тренингов «Каждый важен» для учеников 1–4 классов школ Москвы. До этого мы шесть лет работали только с 5–11 классами. Но сейчас стало очевидно: работать над культурой инклюзии и профилактикой буллинга нужно начинать с младших классов — именно там закладываются основы уважительного отношения

Покажите пример своим отношением

Ваше уважительное, спокойное отношение к детям с инвалидностью и / или особенностями будет лучшим уроком для вашего собственного ребёнка. Дети считывают не слова, а поведение взрослых, и именно оно формирует их установки на всю жизнь.

Заключение

Научить детей помогать одноклассникам с инвалидностью — значит научить их эмпатии, уважению к чужой автономии и пониманию, что ценность человека не измеряется его физическими или ментальными возможностями.

Это урок не столько о том, «как быть хорошим», сколько о том, «как быть человеком» в разнообразном и многогранном мире.

Правильная помощь — тихая, уважительная рука поддержки, которую протягивают тогда, когда об этом просят, и убирают, когда понимают, что человек справится сам.

И помните: иногда самая лучшая помощь — это просто быть другом.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Елена Горинова

Психолог, эксперт антибуллингового проекта

photo
Ольга Протасова

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль