10 вопросов перед разговором об инклюзии
- 12 ноября 2025
- 5 мин
Как научить ребёнка помогать однокласснику с инвалидностью, и когда этого делать не нужно
Уважение важнее опеки: как учить детей помогать правильно.

С самого начала важно понять: необдуманная, навязанная или чрезмерная опека может ранить сильнее, чем равнодушие. И это касается любого человека — с инвалидностью или без.

Опасная ловушка: взрослые, стремясь привить детям гуманистические ценности, начинают заставлять их помогать и даже оценивать степень инициативы. Это приводит к обратному эффекту — «дегуманизации» людей с инвалидностью.
Объясните детям: спросить о необходимости помощи — это знак уважения, а не «тупости» (в духе: «Что ж ты не помог? Не видишь, что с ним?»). Вопрос даёт другому человеку право выбора: принять помощь или вежливо отказаться.

И вообще: любой вопрос уместнее, корректнее и уважительнее, чем активное действие без запроса.

Скачайте карточки, которые помогут провести важный разговор с ребёнком
Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
Войти или зарегистрироватьсяГиперопека калечит личность и мешает социализации гораздо сильнее, чем сама инвалидность. Навязчивая забота и чрезмерное внимание побуждают человека закрыться, вызывают агрессию к «опекунам» — ведь у него нет возможности проявить себя, испытать себя в разных ситуациях, вырасти.

В этом году мы в Центре толерантности запустили серию бесплатных тренингов «Каждый важен» для учеников 1–4 классов школ Москвы. До этого мы шесть лет работали только с 5–11 классами. Но сейчас стало очевидно: работать над культурой инклюзии и профилактикой буллинга нужно начинать с младших классов — именно там закладываются основы уважительного отношения
Это урок не столько о том, «как быть хорошим», сколько о том, «как быть человеком» в разнообразном и многогранном мире.

Понравился материал? Расскажите другим

