06 декабря 2021, 19:00
6990
20 мин

Как понять, что ребенок подвергается насилию?

Рассказали, чем грозит насилие — психологическое и физическое — и можно ли спасти ребят от «комплекса жертвы».

Как понять, что ребенок подвергается насилию?

Виды насилия:

  1. Физическое — телесные наказания, причинение боли.

  2. Эмоциональное — от открытой травли и буллинга до родительских манипуляций, которые даже не осознаются как насилие (унижение, сравнение, гиперопека).

  3. Сексуальное.

  4. Запущенность — бездействие, ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителями или опекунами. Ребенка не трогают, но лишают безопасности и удовлетворения базовых потребностей: гигиена, комфорт, питание и т.д.

Миф: насилие может существовать лишь в неблагополучной семье, угроза исходит только от асоциальных, маргинальных людей.

Реальность: насилие в отношении детей существует во многих семьях, в разных странах, и совершенно не зависит от культурного уровня, этнической принадлежности, образования и дохода взрослых.

Миф: насилие — это что-то страшное, но очень далекое: неблагополучные районы, заброшенные места, городские зоны, где почти не бывает людей.

Реальность: насилие совершается там, где, наоборот, должна обеспечиваться безопасность: семья, школа, приют или детский дом.

Посттравматическое расстройство



		 Изображение: <a href="https://www.pexels.com/ru-ru/photo/236151/" target="_blank">Pexels, Pixabay</a>

Изображение: Pexels, Pixabay

Исследователи называют посттравматическое расстройство (ПТСР) тяжелейшим шлейфом, который годами тянется за человеком, пережившим насилие.

ПТСР изначально относилось только к психологическим нарушениям, которые возникали у людей после военных конфликтов, терактов и стихийных бедствий. Но о катастрофах мирового масштаба говорят по телевизору и пишут в газетах, а об издевательствах над ребенком, который живет в соседнем подъезде, мы можем и не подозревать.

Теперь границы понятия расширились до невротических расстройств после бытового и социального насилия. У детей, переживших психотравмирующие события, частота синдрома колеблется от 5 до 98%.

Стихийное бедствие — разовый эпизод. Насилие же осуществляется систематически (травля в школе, жестокость дома) и приводит к формированию «комплекса жертвы». В таких случаях ребенок вынужден постоянно вступать в контакт со своими обидчиками и чувствовать угрозу, поэтому последствия имеют долговременный и отсроченный эффект. Пострадавший от стихийного бедствия может обратиться за помощью, но у ребенка с комплексом жертвы формируется стойкое ощущение — он виноват сам и не заслуживает поддержки.

Дети убегают, прячутся, хотят спастись, но в этом нет смысла: чаще всего ребенок остается один на один с агрессором. Никто и не догадывается, что соседский мальчуган или девочка из параллельного класса — жертва физического или эмоционального насилия.

Как проявляется ПТСР у детей и подростков?

  1. Повышенная тревожность. Ребенок не находит себе места, не может успокоиться, выспаться, вздрагивает от резких движений.

  2. Проблемы со сном (бессонница, ночные кошмары, чрезмерная сонливость).

  3. Расстройство пищевого поведения (снижение аппетита, которое способно привести к анорексии, или, наоборот, обжорство, булимия).

  4. Апатия, безразличие к вещам, которые раньше вызывали живой интерес.

  5. Трудности в учебе, снижение когнитивных способностей и мотивации.

  6. Речевые нарушения (мутизм, заикание, ситуативная немота).

  7. Отыгрывание травмы в повторяющихся играх или рисунках (у детей дошкольного возраста).

  8. Увлечение жестокими играми. Если ребенок увлекся видеоиграми, где преобладают убийства и жестокость, понаблюдайте за ним. Возможно, так он пытается перенести боль от пережитой травмы на онлайн-персонажей.

  9. Депрессия, пессимистичные настроения в отношении будущего (в основном у подростков).

  10. Агрессия.

  11. Аутоагрессия — самоповреждение, нанесение порезов.

  12. Антисоциальное или суицидальное поведение: посты, статусы в соцсетях, заметки на полях.

  13. Рискованное поведение — намеренный поиск приключений, опасных для здоровья и жизни, гуляние по ночам в подозрительных местах.

  14. Употребление алкоголя, психоактивных веществ.

Почему дети молчат?



		 Изображение: <a href="https://www.pexels.com/ru-ru/photo/4100431/" target="_blank">Cottonbro, Pexels</a>

Изображение: Cottonbro, Pexels

  1. Часто дети воспринимают происходящее с ними как норму — это следствие комплекса жертвы. Ребенок привык к такому обращению: любая оплошность — удар или лишение.

  2. Когда угрожают родным, ребенок стремится их защитить, поэтому либо подчиняется, либо упорно молчит.

  3. Испытывают страх перед последствиями: станет еще хуже, меня накажут, увезут в детский дом или «мама расстроится, заболеет и умрет».
    Защищают обидчика, поскольку испытывают любовь, привязанность к нему. Ребенок будет скрывать от посторонних какие-то факты, которые могут негативно отразиться на родителях. Например, мама не ухаживает за ним: не стирает одежду, не кормит, игнорирует. Чтобы ее не наказали, ребенок молчит и никому не рассказывает о ситуации.

  4. Под гнетом вины дети берут на себя ответственность за происходящее. Стыдятся быть жертвой, ведь другие начнут их презирать, если узнают: я плохой, ужасный, все от меня отвернутся, поэтому лучше держать язык за зубами.

  5. Запускаются защитные механизмы психики: отрицание, диссоциация. Пытаясь отдалиться от травмирующей боли, ребенок убеждает себя в том, что ничего страшного не случилось, и он в безопасности.

  6. Не доверяют взрослым. Ребенок не знаком с доверительными отношениями и не ждет от взрослых ничего хорошего, поэтому относится к ним с опаской.

  7. Не знают, к кому обратиться за помощью и поддержкой.

  8. Из-за комплекса жертвы чувствуют свое бессилие и беспомощность.

Миф: Жертвой агрессии становятся определенные люди, которые ведут себя как-то не так, странно выглядят и обладают какими-то особенностями.

Реальность: Любой человек может стать жертвой насилия.


Последствия насилия



		 Изображение: <a href="https://www.pexels.com/ru-ru/photo/236215/" target="_blank">Pexels, Pixabay</a>

Изображение: Pexels, Pixabay

Что происходит в головах у взрослых, если они никак не реагируют на тревожные звоночки, а иногда даже игнорируют их или раздражаются?


Когда старшие замечают «что-то не то» в поведении ребенка, им кажется, что это особенности возраста. Взрослые заблуждаются, думая: «Они все так себя ведут!»

Мало того, что в травматичной ситуации ребенок не получает поддержки, так взрослые еще и усугубляют положение: «Учиться не хочешь? Опять двоек нахватал! Сиди теперь дома! Пока всю алгебру за 8-й класс не выучишь, никуда не пойдешь!»

Признаки запущенности (пренебрежение нуждами ребенка)


Плохая гигиена, непричесанные, немытые волосы, запах; отставание в весе, росте, развитии; неподходящая по сезону или размеру одежда; постоянное чувство голода; физические травмы, отсутствие медицинской помощи; ребенок часто и подолгу остается один дома, на улице; систематические опоздания, прогулы.

Признаки физического насилия

Частые травмы, необъяснимые порезы, царапины, ушибы, кровоподтеки, следы ногтей и т.д.; повышенная настороженность, ожидание опасности; страх идти домой, в школу, на улицу одному; попытки спрятать тело под одеждой не по размеру (не по сезону); отчаянные просьбы не сообщать родителям о его неудачах (плохих оценках и т.п.); жестокость по отношению к животным.

Признаки эмоционального насилия

Замкнутость, боязливость, чрезмерная уступчивость или, напротив, агрессивность, протест (бросается из крайности в крайность); ребенку трудно проявлять эмоции; беспокойная привязанность к обидчику (родителю, старшему товарищу), чувство вины и стыда; низкая самооценка; вредные привычки (сосание пальца, вырывание волос, обкусывание ногтей).

Когда жертва насилия испытывает невротическую привязанность к агрессору, структура ее личности меняется, что негативно влияет на будущее ребенка, его успех, мотивацию и умение выстраивать отношения.

Признаки сексуального насилия: боязнь определенного человека, недоверие, распространяемое на всех взрослых; сексуализированное поведение (несвойственная возрасту осведомленность в вопросах интима, отыгрывание ситуации на увлечениях, повышенный интерес к теме, несоответствующий возрасту); жалобы на проблемы со здоровьем, боли в области живота, гениталий, специфические симптомы в области половых органов, рта (высыпания, покраснения, повреждения).

Почему взрослые не замечают?



		 Изображение: <a href="https://www.pexels.com/ru-ru/photo/568017/" target="_blank">Pexels, Kat Smith</a>

Изображение: Pexels, Kat Smith

  1. Многие взрослые воспринимают формы эмоционального и физического насилия в черте дома как некую культурную норму: «Нас били, и ничего, выросли же хорошими людьми. Вот и я из тебя человека сделаю».

  2. Воспринимают буллинг в школе как норму. «Травля — это нормально, это школа жизни. Так закаляется характер!»

  3. Нормализация эмоционального или семейного физического (наказания ремнем и т.д.) насилия в целом: «Такова жизнь, нужно просто потерпеть», «Жизнь — боль. Зато станешь у меня настоящим мужиком!»

  4. Боятся плохих последствий для обидчика — члена семьи. Например, мама выгораживает папу, который бьет ребенка, ведь «отец — человек сам по себе хороший, это жизнь к нему не благосклонна».

  5. Ощущают свое бессилие, поэтому не способны повлиять на ситуацию, что приводит к кризису эмпатии и оправданию агрессора.

  6. Родитель некомпетентен в роли воспитателя (применение «традиционных методов воспитания»), кризис родительской роли, отрицание проблемы. «Я без отдыха пашу на работе, чтобы у тебя все было». В результате деньги есть, а внимания нет.

  7. Взрослые не всегда готовы думать и говорить на определенные темы, чувствуют свою беспомощность в вопросах полового воспитания. Ребенок жалуется на то, что его кто-то потискал, шлепнул, погладил, а взрослые отвечают: «Ничего страшного, не выдумывай, и не надо себя накручивать».

  8. Недоверие специалистам, нежелание выносить сор из избы. «То, что происходит в семье, никого не касается. Не нужны нам психологи и педагоги, сами справимся».

  9. Нежелание вмешиваться («чужая семья — потемки» и т.п.).

  10. Неправильное восприятие особенностей «подросткового возраста». Открытый манифест «помоги мне», когда ребенок наносит себе вред, выкладывает тревожные посты, начинает употреблять и т.д.

Что делать, если есть подозрения? Первые шаги на пути к восстановлению

Если вы узнали о насильственных действиях по отношению к ребенку, негодование и гнев в его адрес запрещены! Поговорите с ним осторожно, деликатно, чтобы он не закрылся и нашел в себе силы рассказать, что произошло. 

Ужас, который вы продемонстрируете, подросток может перенести на себя. Отвращение близкого человека будет означать для него только одно — он отвратителен, бессилен, виновен в том, что допустил такое.

Успокаивайте, подбадривайте ребенка, чтобы он понял: вы ни в чем его не обвиняете. Дайте мягкую обратную связь: подчеркните, что это могло случиться с каждым, «Я понимаю, как тебе плохо, но вместе мы справимся». Испытывать такие чувства — адекватная реакция психики.

Дайте подростку шанс выговориться, не перебивайте его, не ограничивайте по времени. Скажите ребенку о ваших действиях. Если планируете обратиться к психологу, социальному педагогу или в правоохранительные органы, не скрывайте это от него.

Преподавателю, который выявил факт насилия (или подозревает о нем), лучше сразу проинформировать в устной и письменной форме руководителя образовательного учреждения.

photo
Елена Валерьевна Горинова

Ведущий тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности

photo
Алёна Ярошевич

пишущий редактор

Теги:Видео,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль