
Ольга Протасова
Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор
Рассказываем о том, как устроена одна из самых человечных музейных программ в Царицыно*.
*Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (информация из официального источника: tsaritsyno-museum.ru).
Подростку с аутизмом доверили уход за редкими растениями в музейном парке, девочка с синдромом Дауна освоила работу на кассе, а мальчик с СДВГ нашел призвание в роли помощника экскурсовода.
Это фото, так же как и остальные фотографии в статье, любезно предоставлено PR-службой Государственного музея-заповедника «Царицыно»
Здесь создали не просто место для ознакомительных экскурсий по профессиям, а пространство для настоящих профессиональных проб. Подростки пробуют себя в роли садовников, кассиров, экскурсоводов — и главное, получают бесценный опыт «я могу». Оказывается, музей — это не только храм искусства, но и кадровое агентство, где каждый может найти свою профессию.
На международной конференции «Пространство трансформации: музеи для ментального и эмоционального благополучия», организованной Центром толерантности Еврейского музея, мы встретились с Лидией Холодковой, методистом сектора инклюзивной деятельности и гостеприимства Государственного музея-заповедника «Царицыно». И поговорили о том, как музей стал мостом между особенными (без флёра особенности!) детьми и их будущей профессией.
Идея превратить музей в место профориентации родилась естественным образом. Дети, которые годами приходили в Царицыно на экскурсии и интерактивные программы, выросли, и у них появились новые потребности.
«Профориентационные мероприятия стали естественным этапом развития и дополнения деятельности музея в инклюзивном направлении, — объясняет Лидия Холодкова. — Те дети, которые приходили к нам на экскурсии, интерактивные программы и концерты подросли и стали возникать новые потребности — в частности, потребности в предпрофессиональной ориентации. Инклюзия — это всегда такой адаптивный процесс, который откликается на запрос целевой аудитории».
Первым комплексным проектом стал инклюзивный клуб семейного садоводства и эко-культуры «Планета цветов», запущенный на базе Царицынских оранжерей в 2020 году по инициативе благотворительного фонда «Искусство быть рядом». Цель была амбициозной: воспитать в детях экологическое мышление и дать им базовые навыки ландшафтного дизайна.
«В мероприятиях клуба принимали участие дети с инвалидностью и без неё, волонтеры, экологи, педагоги и тьюторы. Промежуточный результат своей работы — ландшафтные композиции — участники проекта представили на Фестивале исторических садов в Царицыне в сентябре 2020 года», — рассказывает методист.
Результаты превзошли ожидания. У участников улучшилось сенсорное развитие, внимательность, повысился уровень социализации. А для музея этот проект открыл двери дальнейшего развития: с тех пор здесь реализуются профориентационный лагерь для подростков с РАС, цикл занятий по профессии «экскурсовод» для молодых взрослых с ментальной инвалидностью.
Сегодня подростки в Царицыно могут познакомиться с широким спектром профессий: сотрудник гардероба, экскурсовод, ландшафтный дизайнер, сотрудник оранжерей, кассир, контролер. Выбор зависит от запроса — иногда подросток точно знает, чем хочет заниматься, а иногда нужно показать все возможности.
«Мы в музее-заповеднике „Царицыно“ стремимся отталкиваться от запроса: он может быть как узконаправленным, если подросток знает точно, чем он хочет заниматься и в какой роли попробовать себя, но может быть и так, что есть потребность узнать о разных профессиях», — поясняет Лидия Холодкова.
Вопрос о том, какие профессии больше подходят детям с аутизмом, а какие — с синдромом Дауна, эксперт считает некорректным. Подход здесь исключительно индивидуальный.
«Мы понимаем, что все профессии требуют разного набора навыков и знаний, в каждой заложен разный объём ответственности, как и дети и подростки с ментальными особенностями развития — они тоже все разные. Кому-то больше подойдёт по навыкам и больше понравится работа в оранжереях, кому-то — вести экскурсии, а кто-то будет мастерски встречать посетителей в гардеробе», — подчеркивает она.
Есть ли профессии, которые особенным детям даются даже лучше, чем обычным? По мнению Лидии, таких профессий нет: «Для каждого ребёнка с особенностями ментального развития или с другой инвалидностью может найтись именно та, подходящая ему деятельность, с которой он будет справляться отлично».
Знакомство с профессией начинается задолго до первого дня на рабочем месте. Сначала обсуждаются предпочтения и интересы подростков, выявляются подходящие профессии. Затем — подготовка в безопасной атмосфере, со знакомыми людьми.
«Важным этапом до первого дня „профессиональной пробы“ является отработка требуемых навыков в безопасной атмосфере — в фонде, который организует программы, со знакомыми людьми, чтобы навыки, которые пригодятся ему „на месте“ в стрессовой атмосфере незнакомого пространства, уже были», — объясняет Лидия.
Адаптация заданий под особенности каждого ребёнка происходит в тандеме с тьюторами и педагогами, которые хорошо знают подростка. Одному нужны инструкции с картинками, другому — определенная форма подачи материала. Если ребёнку сложно говорить, а цель — провести экскурсию, материал сокращают и делают акцент на показе.
«Здесь важна гибкость как материалов, так и людей, которые с ними взаимодействуют», — отмечает методист.
А что делать, если подросток боится людей, но имеет потенциал экскурсовода?
Лидия считает этот вопрос дискуссионным: «В некоторых случаях страх перед людьми и выступлениями превращается в уверенность и спокойствие — и части ребят, которые пробовали себя в этой роли, действительно стали меньше бояться такого формата. При этом, есть и те, кому все еще это дается тяжело — и тут для меня лично вопрос дискуссионный — а нужен ли такой стресс, может быть просто этот ребенок найдет себя в чем-то не менее увлекательном».
Самое важное изменение, которое происходит с участниками программы, — это приобретение опыта успешности. До профориентационного мероприятия подросток может даже не осознавать, что он что-то умеет в профессиональной сфере.
«Именно этот опыт успешности, опыт „я могу“ — самое важное приобретение, — убеждена Лидия Холодкова. — Родители и педагоги по итогам подобных проектов, если это целый цикл мероприятий, отмечают изменения в степени ответственности детей, в умении делать какие-то определенные действия, в умении делать эти действия систематически для достижения результата, и часто — изменения коммуникативных навыков, их развитие».
Развиваются все навыки, которые нужны в любой профессиональной деятельности: ответственность, планирование, коммуникативные способности. «Всё то, что в нас развивает регулярная профессиональная деятельность, она развивает и в подростках», — резюмирует эксперт.
Как родители могут понять, к какой сфере у ребёнка есть склонности? Лидия честно признаётся, что здесь нет универсального рецепта.
«У меня здесь двоякое мнение — и с одной стороны, можно наблюдать — разговаривать с ребёнком, пройти все профориентационные тесты в мире — и всё равно есть риск промахнуться. В целом, попасть в „своё“ направление деятельности и для человека без инвалидности и особенностей ментального развития — задача не из простых», — размышляет она.
Выход — дать возможность попробовать профессию на деле в рамках ознакомительных мероприятий.
А что делать семьям, рядом с которыми нет такого прогрессивного музея? Лидия советует обращаться к НКО и благотворительным фондам — многие из них сейчас развиваются в сторону профориентации и трудоустройства. Есть и онлайн-форматы, которые активно развиваются в этом направлении.
Главный стереотип, который мешает развитию инклюзивной профориентации, — это флёр «особенности» детей, считает Лидия Холодкова.
Работодателям, сомневающимся в найме особенных сотрудников, она говорит: «Безусловно, подобный процесс — это задача со звёздочкой. Но тут проблема не в сотрудниках, а в процессах — а их можно изменить и дополнить так и такими инструментами, чтобы всё работало, как и с человеком без особенностей ментального развития».
А родителям, которые боятся мечтать о карьере для своего ребёнка, Лидия дает простой совет:
«Окружающая действительность меняется, развивается, и лет 10 назад даже эта статья показалась бы нереалистичной, но сейчас профориентация и трудоустройство подростков с ментальными особенностями развития — это реальность», — считает Лидия.
И завершает словами из фильма «Курьер»: «Мне очень нравится сцена, где Иван отдает Базину своё пальто со словами „носи и мечтай о чём-нибудь великом“ — мечты ведь такими и должны быть, больше, чем наша действительность здесь и сейчас — а значит и бояться этого не следует, особенно когда окружающий мир развивается и меняется в такт мечте».
Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор
Методист сектора инклюзивной деятельности и гостеприимства Государственного музея-заповедника «Царицыно»
Понравился материал? Расскажите другим