
Ольга Протасова
Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор
Об интересном явлении нашего мозга, которое назвали в честь советской женщины-психолога.
Представьте: вы начали делать или смотреть что-то важное, но внезапно отвлеклись и не смогли закончить. Теперь незавершенный момент тянет вас с непреодолимой силой. Давайте разберёмся, почему наш мозг не может «отпустить и забыть».
Вы когда-нибудь замечали, как «зудит» неотвеченное сообщение; дело, которое пришлось бросить, и переключиться на другую задачу; перенесённый «до лучших времён» разговор?
Это не простая случайность, а явление, известное в психологии как Эффект Зейгарник. Он был назван в честь советской психологини Блюмы Вульфовны Зейгарник, которая в 1920-х первой обратила внимание на это интересное свойство нашей памяти.
Зейгарник обнаружила, что люди лучше помнят незавершённые или прерванные задачи — чем те, которые они завершили.
Во время своего исследования она попросила участников выполнить несколько задач, но внезапно прервала их. Позже исследовательница обнаружила, что незавершённые задачи удерживались в памяти участников гораздо лучше. Этот результат был интерпретирован как проявление внутреннего напряжения или даже когнитивного диссонанса, вызванного незавершёнными действиями.
Эффект Зейгарник скрывается в нашем стремлении к порядку и завершённости. Наш мозг, похоже, не любит «висящие» или незавершённые дела, и, чтобы восстановить внутреннее равновесие, он заставляет нас обращать на них повышенное внимание. Это постоянное возвращение мыслей к незаконченному можно рассматривать как попытку психики «закрыть» начатое. Или, как сказали бы современные блогеры, «закрыть гештальт», хотя это было бы не совсем корректно.
Когнитивный диссонанс — это внутреннее напряжение, которое мы чувствуем, когда наши действия не совпадают с нашими убеждениями или когда незавершённые дела мешают нашему уму успокоиться.
Представьте, что ваш мозг — это браузер со множеством открытых вкладок. Каждая незавершённая задача — как вкладка, требующая внимания. Чем больше открытых вкладок, тем больше когнитивного диссонанса, а значит мозг будет искать способы закрыть некоторые из них.
С точки зрения эволюции, такое поведение имеет смысл. Наши предки, которые эффективно завершали задачи, например, строительство укрытий или сбор съедобных растений, имели больше шансов на выживание. И хоть современный человек живёт совсем в других условиях, механизмы, возникшие в борьбе за выживание, продолжают работать, вызывая стресс при виде незавершённых проектов или длинных списков задач.
Маркетологи регулярно используют Эффект Зейгарник в своих интересах, значит, и нам с вами можно. Итак, незавершённые задачи остаются в нашей памяти дольше, чем завершённые. Как применить эффект?
Планируем учёбу таким образом, чтобы оставлять на каждом занятии один вопрос открытым или задачу — незавершенной. Это стимулирует мозг продолжить обдумывание вопроса и улучшает запоминание информации, даже когда мы физически занимаемся другими делами. Знаменитая «зелёная сова» из Duolingo, кстати, работает по этому принципу.
Структурируем учебную деятельность так, чтобы каждый смысловой блок заканчивался вопросом или задачей, которая требует дальнейших размышлений или самостоятельных действий. Классический пример: начинаем разрабатывать проект в классе, а завершаем дома. Так задание удерживается в активной памяти.
Начните выполнять сложную задачу и осознанно оставьте её на стадии, требующей последующего завершения. Это создаёт внутреннее чувство необходимости возвращения к задаче. А пока у вас будет перерыв — мозг обработает уже изученную информацию и предложит нестандартные решения.
Эффективная бизнес-методика, которая ещё и хорошо помогает снизить уровень выгорания. Организовать специальные дни, когда сотрудники могут работать над проектами или задачами, которые не удалось завершить в предыдущие периоды-спринты. Это не только помогает «сбросить накопленное», но и даёт возможность освежить в памяти старые идеи и подойти к ним с новой перспективой.
Регулярное предоставление обратной связи по мере выполнения заданий помогает учащимся (или сотрудникам) чувствовать, что задача всё ещё открыта и требует дополнительных усилий для завершения.
Например, на курсах программирования учитель даёт задание, которое студенты сначала выполняют на базовом уровне, а затем получают обратную связь и предложения по улучшению кода. Так учащиеся постоянно возвращаются к задаче с новым взглядом и дополнительной мотивацией.
Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор
Понравился материал? Расскажите другим