Как развить критическое мышление у школьников

Критическое мышление требует системного подхода и особого внимания с точки зрения образовательных результатов.

Значение критического мышления

Критическое мышление — это способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать ее. То есть это не только мышление скептическое, которое является наиболее распространенной формой понимания критического мышления. Речь идет об умении поставить вопрос и засомневаться в суждениях. Критическое мышление начинается с определения границы своего знания и незнания, и с понимания, что за границами знания есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить.

В самый раз вспомнить модное сейчас вопрошающее обучение – обучение через исследование. Эта технология начинается с постановки вопроса, а задача педагога – составить такую ситуацию, через которую ребенок сможет к этому вопросу прийти. Очень важно, чтобы вопрос «почему?» прочно обосновался в обиходе ученика.

К критическому мышлению не относятся такие навыки как запоминание, понимание, интуитивное или творческое мышление. Составляющими процесса критического мышления являются:

  • наблюдение,

  • интерпретация,

  • абстрагирование,

  • анализ и синтез,

  • индукция и дедукция,

  • логика.

Критическое мышление на уроке и вне его

Стадии развития критического мышления:

  1. Вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности.

  2. Осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными.

  3. Рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Формы и средства развития критического мышления:

  • сбор данных,

  • анализ текстов,

  • сопоставление альтернативных точек зрения,

  • коллективное обсуждение,

  • разные виды парной и групповой работы,

  • дебаты,

  • дискуссии,

  • публикации письменных работ.

Из-за большого объема предметного материала, который необходимо охватить за весьма ограниченное учебное время, педагоги не всегда могут уделить должное внимание развитию критического мышления. В таких случаях полезны внеурочные стратегии: «Подводим итоги дня, недели, месяца, четверти, года...», «Прорабатываем варианты решения проблемы», «Мыслительные тренажеры», «Ведем дневник». Есть также специальные методики, позволяющие внедрить развитие критического мышления непосредственно в учебный процесс.

Урочные приемы для развития критического мышления

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Мог ли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...?

Ромашка Блума

Объединяет:

  • Простые фактические вопросы, которые требуют знания материала и ориентированы на работу памяти.

  • Уточняющие вопросы: «насколько я понял....», «правильно ли я вас поняла, что...».

  • Интерпретирующие, объясняющие вопросы, через которые школьники учатся осознавать причины тех или иных поступков или мнений.

  • Оценочные, сравнительные вопросы, которые подходят, например, для ситуации, когда один ученик выражает другому недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.

  • Творческие вопросы, прогноз: «Как вы думаете, что произойдет дальше...?».

  • Практические вопросы: «Как мы можем...?», «Как поступили бы вы...?».

Кластеры (гроздья)

Информация представляется в форме кластера с объединенными элементами.

Прием «Выглядит, как...», «Звучит, как...»

Ученики придумывают к слову, термину зрительные и слуховые ассоциации. Примеры:

Выглядит, как... Звучит как...

Часы

Конвейер

Ступеньки лестницы

Яркая картина

«Это ново!»

«Это интересно!»

Песня: куплет, припев

Изображение «Дерева предсказаний»

  • Ствол — это тема.

  • Листья — это прогноз.

  • Ветки — это аргументы, обоснования прогнозов.

Схема Fishbone («Скелет рыбы»)

  • Голова рыбы — это проблема.

  • Верхние ребра рыбы — это причины.

  • Нижние ребра рыбы — это факты.

  • Хвост рыбы — это вывод.

Оценочное окно

Для разбора информации выделяется поле, пересеченное двумя перпендикулярными осями: «Совсем непонятно — Хорошо понятно» и «Никогда не смогу применить — Сразу смогу применить».

«Плюс — Минус — Интересно» (ПМИ)

  • «Плюс» (+) — записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?».

  • «Минус» (-)— записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?».

  • «Интересно» (?)— записываются факты и мысли, которые могут отвечать ученику на вопрос «Что в этом интересного?».

«Знаю — Хочу знать — Узнал» (ЗХУ)

Информация распределяется в таблицу по принципу ЗХУ, на основе этого выстраивается дальнейшая работа.

З — что мы знаем Х — что мы хотим узнать У — что мы узнали и что нам осталось узнать
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию

А

Б

В

...





1

2

3

...

«Бортовые журналы»

Широко используются при смысловом чтении. Информация фиксируется в форме таблицы:

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Двухчастный дневник»

Информация представляется на основе ключевых вопросов.

Вопросительные слова Основные понятия темы

Что?

Какой?

Чем отличается?

Почему?

...

«Концептуальная таблица»

Ученики сравнивают информацию (желательно – на основе самостоятельно составленных линий). Пример:

Линии сравнения Роберт Скотт Руал Амундсен
Команда
Снаряжение
Опыт
Погода
Удача

Сюжетные таблицы

Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Инсерт (условные значки)

При смысловом чтении ученик делает отметки условными значками, а после переносит информацию в таблицу.

V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) — (исправить неверные предположения) ? (пробудить дальнейший интерес к теме)
Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Стратегия «Отсюда — сюда»

На уроке чередуются индивидуальная и групповая работы: Группа получает общее задание → Каждый член группы получает «свой» объект исследования → Сбор информации об объекте → Обмен информацией в группе → Выделение общего для запоминания основной части таблицы → Заполнение таблицы → Написание совместного исследования по теме → Презентация исследования

Развитие навыков ведения дискуссии

Приемы:

  • Ролевая игра.

  • Перекрестная дискуссия.

  • Спор-диалог.

  • Метод углов (Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы — контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе).

  • 6 шляп (В соответствии с цветом шляпы ученик доказывает ту или иную точку зрения).

  • Аквариум (Ведущий задает тон дискуссии «аквариуму», где плавают «рыбки». В углах находятся эксперты, чьи мнения могут быть диаметрально противоположны. «Рыбки» «плавают» между экспертами, оценивая валидность и аргументированность их суждений, а также обращаются к ведущему и к наблюдателям, формируя собственную точку зрения).

Так школьники учатся делать собственные выводы, устанавливать приоритеты, чувствовать ответственность за выбор, прогнозировать последствия своих действий, вести культурный диалог — что напрямую относится к критическому мышлению.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль