Развиваем воображение дошкольников через игру: от простого к сложному

Как с помощью развлечений развить воображение у детей?

Двигатель прогресса или опасность?

Воображение — это способность человека представлять ещё не существующее, используя уже имеющиеся в сознании образы. Например, когда-то, глядя на птиц, придумали очертания сегодняшнего самолёта.

Читая книгу про бал в императорском дворце, можно представить, как выглядели наряды и причёски дам и кавалеров, ведь мы видели это в учебниках по истории, в фильмах, спектаклях, на выставках. Увлёкшись фантастикой, можно представить, как выглядят инопланетяне — на ум придут образы космических пиратов из телесериала «Гостья из будущего».

Всё это говорит о воссоздающем воображении: видя описание, мы представляем образы.

Существует творческое воображение, когда новые образы — продукт фантазии, появляются из ниоткуда. Книга «Хрустальные слёзы Лунокошки и Птица-Тень» ‒ яркий пример творческого воображения, наполненного волшебными метафорами.

Неуправляемое воображение говорит о буйной фантазии, когда человек не может отличить реальность от вымысла, управлять своим воображением. Один придумывает беззаветную любовь, второй — смертельную болезнь, третий — историю благородного происхождения... Если процесс не контролировать, появляются вымыслы бредоподобного характера, свидетельствующие о синдроме патологического фантазирования.

Но то, что во времена Жюля Верна считалось бесполезной фантазией, сейчас стало обыденностью. Автор теории решения изобретательских задач Генрих Альтшуллер подсчитал:

‒ из 108 идей-прогнозов Жюля Верна реализовано 99;

‒ из 86 научно-фантастических предсказаний Герберта Уэллса воплощено в реальность 77;

‒ из 50 предположений бессмысленной, казалось бы, фантазии Александра Беляева претворилось в жизнь 47!

Возрастные этапы развития воображения дошкольников

Воображение зарождается в полтора-два года, когда малыш узнаёт на иллюстрациях знакомые предметы. Игровые действия с предметами дают импульс к развитию воображения. Использование безопасного конструктора «Мягкий Чудо-зоопарк» в этом возрасте активизирует не только восприятие, моторику, но и стимулирует бо́льшее количество способов игры с деталями-кирпичиками, пробуждая фантазию.

В три-четыре года ребёнок активно использует предметы-заместители. Палочка становится ложкой, носовой платок — кукольным одеялком, расческа — микрофоном. Появляются воображаемые действия с воображаемыми предметами: сидя на коврике, дети «едут в автобусе»; протягивая друг другу пустые ладошки, они «обмениваются» несуществующими продуктами и «деньгами» «в магазине». Это важный момент в развитии детской психики.

К пяти годам воображение задействует не только эмоциональную сферу, но и интеллектуальную. Малыш начинает сочинять истории, представлять своё будущее: род деятельности, семью, место жительства. Большим достижением психического развития ребёнка становится его представление о чувствах окружающих, формируется эмпатия.

В пять-семь лет человек проживает пик развития воображения: вспомните «Фантазёров» Николая Носова! Воображаемая идея может на длительное время захватить выдумщика. Ролевой репертуар старшего дошкольника очень разнообразен: ребёнок быстро из Геракла превращается в медведя, из старенького дедушки в гусара и пр. В это время мечты становятся осознанными, у детей закладывается база творческого воображения, оригинальности мышления.

Способы развития воображения

Наблюдение за природными явлениями

Обсуждайте с ребёнком, какое настроение у тучки, на что похоже облачко, куда улетела птичка, как прошёл день у сосульки за окном. Пусть он с помощью движений покажет дуновение ветра, капанье дождика, качание деревьев, извержение вулкана.

Чтение

Читая или слушая сказки, малыш представляет себя на месте героев, предполагает, как бы он себя повёл в различных испытаниях.

Приобщение к искусству

Живопись, музыка, театр развивают эмоциональную сферу, чувство прекрасного. Обсудите настроение героев картины или спектакля, музыкального произведения. Объясните, чем может быть обусловлено эмоциональное состояние персонажей, спросите, как можно его улучшить.

Творчество

Созидая что-то, ребёнок представляет, каким должен выглядеть конечный результат. Особый восторг вызывают нетрадиционные техники: рисование отпечатками листьев, ватными палочками, аппликации из ватных дисков и другие творческие форматы.

Пособие «Ступеньки к школе. Цветной мир» для детей 5-6 лет развивает цветовосприятие, расширяет представление о цвете, помогает представить желаемый итог.

Пособие «Ступеньки к школе. Развиваем воображение и творческое мышление» для детей 6-7 лет через сказки, приключенческие сюжеты даёт возможность превращать геометрические фигуры в различные предметы, сочинять новые истории, развивая фантазию и обогащая словарный запас.

Игры

Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, в которых задействованы герои сказок, мифов, легенд, настольные игры пробуждают в детях желание создать творческие образы, придумать сюжеты, представить себя в роли различных персонажей.

photo
Ольга Иванова

Педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБДОУ Детский сад № 173 г. Уфы; детский и семейный практикующий психолог

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль