10 сентября 2017, 22:08
2352
8 мин

Как воспитать чемпиона мира по химии

Как попасть в сборную России, как готовиться к олимпиаде и добиваться успеха в научных соревнованиях.

Как воспитать чемпиона мира по химии

В заключительный, пятый день ММКВЯ-2017 на стенде корпорации «Российский учебник» выступили профессор МГУ Вадим Еремин, его коллега старший научный сотрудник химического факультета МГУ, тренер команды России и старший тренер команды Москвы по химии Александр Белов, а также абсолютный чемпион мира по химии, победитель Международной олимпиады – 2017 Александр Жигалин.

Они рассказали об олимпиаде школьников по химии, о том, как попасть в сборную России, как готовиться к олимпиаде и добиваться успеха в научных соревнованиях, а еще о достижениях России в мировом олимпиадном движении.

О Международной олимпиаде по химии

Химическая олимпиада – это конкурс по решению задач. Такая форма соревнований между школьниками возникла в 1968 году, и первая олимпиада прошла в Чехословакии. Тогда в ней приняли участие всего три страны: Чехословакия, Венгрия и Польша. Цель той первой олимпиады – сравнение качества химического образования в этих странах. Со временем к олимпиадам начали присоединяться новые страны. Появились и новые цели:

  1. Стимулирование активности школьников, увлекающихся химией, путем творческого решения задач.

  2. Усиление дружеских отношений молодых людей из разных стран.

  3. Развитие международного взаимодействия и сотрудничества.

Как мы видим, две из трех целей направлены на выстраивание коммуникаций.

В последней олимпиаде в Таиланде в 2017 году участвовало порядка 80 стран. В следующем году состоится юбилейная, 50-я олимпиада, и она снова пройдет в Чехии и Словакии. Они поделят между собой организацию.

В России огромное внимание уделяют подготовке к олимпиаде по химии, результат ее можно увидеть на графике.

Правила присуждения наград не такие, как на спортивных соревнованиях. Золотую медаль получает не один человек, а 10% от общего числа участников, серебряные медали – 20%, бронзовые – 30%.

Традиционно лидерами на олимпиадах являются участники Юго-Восточной Азии: Китай, Тайвань, Япония, Корея, Индия. Россия тоже входит в число лидеров и из года в год показывает прекрасные результаты. Чуть менее ровно выступают другие страны Восточной Европы: Украина, Белоруссия, Польша. Они не берут большого количества золота и серебра, но тем не менее сохраняют олимпиадные традиции и выступают хорошо.

– В команде всего четыре участника, и в нее надо попасть. Чтобы это сделать, надо выиграть Всероссийскую олимпиаду, потом пройти довольно жесткий отбор в Московском университете, и только после этого вы попадете на Международную олимпиаду, – сказал Вадим Еремин.

Абсолютный чемпион

В 2017 году российский школьник Александр Жигалин стал не просто золотым медалистом, а абсолютным чемпионом мира. Это третий случай в истории. В предыдущий раз абсолютный чемпион из России появился в 2005 году.

Вадим Еремин: «Я знаю Сашу с 8-го класса. Он москвич, а в столице очень хорошая система подготовки олимпиадников. Саша всегда выделялся, был старостой группы и очень много всегда работал. Для того чтобы победить в олимпиаде, умным быть мало. Умный разгильдяй ничего не добьется».

Предоставляем слово абсолютному чемпиону мира по химии Александру Жигалину:

Как стал олимпиадником

– Я заинтересовался химией в конце 8-го класса. До этого я интересовался физикой, но понял, что там слишком много математики, а я ее не тянул. Некоторое время находился в подвешенном состоянии и не знал, чем заняться. Весной того года я посмотрел сериал «Во все тяжкие» и понял, что о химии не знаю ровным счетом ничего. Мне стало интересно, и я начал читать. Купил себе большую книгу по органике на лето. Осенью ради интереса пошел на школьный этап олимпиады по химии.  Потом прошел на муниципальную олимпиаду, региональную, и понеслось. Я ходил на сборы, меня очень хорошо готовили, за что я очень благодарен. Это большой опыт. Чтобы стать первым, не надо быть самым умным. А надо иметь опыт и везучесть, потому что решают твою судьбу доли баллов. Второй от первого очень мало отличается.

О самой любимой олимпиаде

– Моя самая любимая олимпиада – Менделеевская международная олимпиада. Это соревнование – потомок Всесоюзной олимпиады. В ней участвуют страны СНГ, Восточной Европы, Прибалтика. Там другого уровня задания, она сложнее Всероссийской. В прошлом году к нам подходили китайцы и спрашивали, правда ли мы медалисты Менделеевской олимпиады. По их мнению,  она самая крутая.

Об экспериментальных заданиях

– Про Москву говорят, что, когда до финала олимпиады добирается МГУ, это конкурс на самую сложную задачу. А в этом году она была немного скучной, потому что задания сочиняет принимающая сторона. В этом году они решили взять количеством, вместо 7 задач – 11, которые на первый взгляд не кажутся тяжелыми. Кроме того, в Таиланде в июле очень жарко. На последнем туре в лаборатории не было кондиционера. А вентилятор раздувает так тщательно собранный тобой продукт. На термометре +30.

Экспериментальный тур олимпиады самый сложный. На три задания дается пять часов. По степени сложности задания разные. Одни – сливание двух веществ вместе, чтобы получить третье. Другие задания – исследование раствора и т.д. Они требуют автоматизма. На Всероссийской олимпиаде одно-два задания. У российских школьников наблюдалась проблема с практикой. Поэтому для участия в международных олимпиадах необходима хорошая практическая подготовка и отработка, доведение до автоматизма. Моя школа неспециализированная, и там мало химии, поэтому я практику проходил на сборах. Если спросить, что мне нравится, то теория кажется более надежной. Ты в ответе за полученные баллы. Ты не зависишь от фазы Луны, температуры в лаборатории, выпал у тебя продукт или нет. В отличие от эксперимента твой результат в  теории зависит от того, как ты готовился. К тому же есть опасность в эксперименте, его надо испытывать, и, когда слышишь, как его испытывали, понимаешь, что тебе просто повезло.

Этапы подготовки

Александр Белов:

– Подготовка состоит в регулярных занятиях, на которых мы фактически изучаем университетский курс химии, потому что программа олимпиады со школьной программой связана очень слабо. Половина занятия состоит из рассказа о чем-то новом, другая половина – решение задач. Олимпиада  не конкурс на то, кто больше знает, а конкурс на быстроту и правильность решения задач. В течение года подготовка может усложняться. Например, перед заключительным этапом Всероссийской олимпиады устраиваются сборы в течение двух недель, где московская команда готовится к хорошему выступлению. То же самое с международной. Занятия проходят регулярно в тех регионах, где школьники хотят чего-то добиться, а также существуют федеральные сборы два раза в год – тренировочные зимние и летние, на которых происходит отбор на международные олимпиады. Чтобы попасть в отбор, нужно хорошо написать заключительный этап Всероссийской, и 15 лучших соревнуются за место в команде.

Об образовании в России

Вадим Еремин:

– Хочу отметить, в последнее время все чаще говорят, что в России развалено образование. Но это неверно. В стране с развалившимся образованием чемпионы мира по химии не рождаются и не воспитываются. Государство делает очень много для поддержания естественно-научного образования в целом и особенно для развития олимпиадного движения. Это нужно понимать и ценить. Александр – наше национальное богатство, не нефть и газ, а люди, подобные ему. 

Теги:Олимпиада,Статьи,Химия

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль