Как защититься от кибербуллинга?

Сложно отделить реальную жизнь от виртуальной. Люди ушли в режим онлайн с головой. Рассказываем, как противостоять сетевым агрессорам и мошенникам.

В интернете нет физического контакта и жестких правил. Правда, в некоторых соцсетях уже вводятся определенные требования к поведению участников. В ряде стран даже появились законы, которые запрещают использовать мат и оскорбления в чатах или комментариях. Еще десять лет назад онлайн-пространство было всем в новинку, а сейчас это — неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому каждый пользователь несет ответственность за себя и свои высказывания.

Но люди все равно чувствуют полную свободу и даже безнаказанность, что отражается на их манере общения. Взаимодействовать без потерь с троллями и мошенниками взрослым не всегда удается, что уж говорить о детях и подростках. Они с еще большей легкостью попадаются на крючок кибербуллинга.

«Во время кибербуллинга человек регулярно подвергается онлайн-травле. Ему присылают оскорбительные сообщения, выкладывают в сеть порочащие его фото и видео. Иногда агрессоры создают поддельный веб-сайт или «паблик ненависти», где размещают компромат с целью унизить свою жертву».

Для современного ребенка интернет — способ социализации

В наши дни не только семья, детский сад, школа и секции помогают в социализации ребенка. Буквально с пеленок малыш через гаджеты познает виртуальный мир, который по значимости не уступает реальному.

«В ходе исследований 2015 года выяснилось: 78% российских детей от 6 до 18 лет сидят в интернете. 27% ребят от 13 до 24 лет проводят в социальных сетях больше 5 часов в день, а юноши и девушки 18-24 лет являются самыми активными пользователями. Больше половины (69%) подростков мгновенно реагируют на любые обновления и сообщения. Родителям кажется, что вместо игр на свежем воздухе и диалогов тет-а-тет их дети бездельничают в сети, причем в ущерб здоровью».

Действительно, контент многих соцсетей сложно назвать полезным, тем не менее, именно в интернете подростки формируют необходимые навыки:

  • Самообразование;

  • Фильтрация информации (фактчекинг), ее правильное использование;

  • Творчество, создание нового;

  • Знакомства и общение — развитие коммуникативных навыков;

  • Умение разрешать конфликты, поиск компромисса;

  • Самообладание.

Киберагрессия = буллинг?

«Часто кибербуллинг становится продолжением травли в реальной жизни, например, в школе. Десять лет назад связь между онлайн-жестокостью и обычным буллингом наблюдалась лишь в 10% случаев, сейчас – в 40%. И тенденция нарастает во времени. Самые беззащитные перед сетевой агрессией – ученики 5-6 классов, у них еще не сформирована самооценка».

Часто кибербуллинг становится продолжением травли в реальной жизни, например, в школе. Десять лет назад связь между онлайн-жестокостью и обычным буллингом наблюдалась лишь в 10% случаев, сейчас — в 40%. И тенденция нарастает во времени. Самые беззащитные перед сетевой агрессией — ученики 5-6 классов, у них еще не сформирована самооценка.

Общие черты:

  1. Наличие закрепленных ролей «агрессор — жертва — свидетели».

  2. Враждебность.

  3. Систематичность.

  4. Неравенство. Тот, кто преследует, обычно превосходит жертву по силе и обладает большей властью.

Различия:

  1. Анонимность агрессоров.

  2. Непрерывность кибербуллинга.

  3. Большее количество свидетелей.

  4. Отсутствие обратной связи.

  5. Феномен растормаживания. Виновник часто не отдает себе отчет, какой урон наносит: подумаешь, злой комментарий или сообщение.

  6. Страх ребенка перед реакцией взрослых, которые не принимают всерьез «ерундовую» перепалку в сети. Запретить доступ в интернет — не значит решить проблему, ощущение публичного позора при этом не исчезнет.

  7. Многие родители учат детей не разговаривать с незнакомцами, кричать, если схватят, не брать у чужих еду, игрушки и тем более не садиться в машину. Тот факт, что ребенок знает об опасностях реальной жизни, не ограждает его от кибербуллинга.

  8. В интернете человек может по несколько раз перечитывать угрозы и оскорбления или пересматривать неприятные видео, что обостряет переживания.

«Не все люди понимают разницу между шуткой и травлей. Многие даже не подозревают, что занимаются кибербуллингом, они просто дурачатся или сбрасывают напряжение через враждебные высказывания. Главный критерий — состояние жертвы. Если оппонент чувствует унижение и беспомощность — вы переборщили с «юмором». Не нужно доказывать человеку, что он слишком мнителен, попробуйте поставить себя на его место».

Виды виртуальной агрессии

  • Хейтинг — проявление ненависти в сети, необоснованная критика в адрес другого человека.

  • Троллинг — социальная провокация, издевательства в онлайн-диалогах. Агрессор получает удовольствие, когда жертва выходит из себя.

  • Флэйминг — словесные баталии, которые разворачиваются в чатах, соцсетях, на форумах. Внезапная вспышка эмоций у собеседников может даже не иметь отношения к первоначальной теме.

  • Кибербуллинг.

  • Киберсталкинг — ложные обвинения, клевета, кража личного профиля, использование информации для вымогательств.

  • Грифинг — игровой вандализм. Когда один из игроков получает удовлетворение от причинения вреда другим участникам: убийство персонажей, ограничение доступа к ресурсам в игре, оскорбления в игровом чате.

  • Секстинг — переписка сексуального характера, обычно по согласию. Но и ее злоумышленники обращают во зло. Так, интимные фото и видео жертвы «сливаются» в социальных сетях, чатах, по электронной почте.

Топ-6 самых агрессивных интернет-мест

  • Вконтакте;

  • YouTube;

  • Чаты;

  • Онлайн-игры с большим количеством участников;

«Во время кибербуллинга подросток ощущает свое бессилие, у него нарушаются сон и аппетит, падают самооценка и успеваемость. Страх быть непонятым или высмеянным побуждает его молчать, он старается вести себя как обычно. Поэтому родные и педагоги зачастую ни о чем не подозревают. Самым страшным последствием любой травли является суицид, вызванный затяжной депрессией».

Не рой яму другому...

Не всегда агрессоры, промышляющие в сети, получают заслуженное наказание. Но у всего есть последствия:

  • Человек, который «питается» чужими страданиями, перестает понимать, что хорошо, а что плохо. Сейчас он троллит в интернете, а потом легко преступит закон в реальной жизни и окажется в тюрьме.

  • Постоянное пребывание в негативной среде подтачивает здоровье — и неважно, агрессор это или жертва.

  • Социальная тревожность. Ненависть по отношению к людям делает злоумышленника асоциальным, ему становится трудно налаживать контакты. Что обязательно сказывается на профессиональной и личной жизни.

  • Уязвимость. Занимаясь кибербуллингом, человек пытается самоутвердиться за чужой счет, что говорит о его низкой самооценке и комплексах. Со временем ситуация будет усугубляться.

Профилактика и предотвращение

«Не нравится, что о тебе пишут, — не читай», «А чего ты ждал(а) от интернета? Здесь каждый делает, что хочет», «Зачем все принимать близко к сердцу?» — подобными репликами люди пытаются поддержать жертву кибербуллинга. Но ребенок не воспринимает виртуальное пространство как угрозу. Он с детства погружен в интернет: игры, мультики, сказки ассоциируются у него с удовольствием. Поэтому, попав в сети агрессора, он остается один на один с ним, не зная, как действовать. А обратиться за помощью — стыдно.

«Учите детей соблюдать конфиденциальность: не выкладывать в сеть личную информацию или фотографии, которые могут нанести урон их репутации и самооценке, не сообщать свое местоположение незнакомым людям. Если подросток все-таки стал объектом травли, не корите его: я же говорил, а ты не слушал. Создайте безопасную среду, удалив обидные сообщения, ограничьте доступ к жестоким видео. Заблокируйте нежелательные сайты, но не отбирайте гаджеты, иначе ребенок почувствует себя аутсайдером».

Меня троллят, что делать?

  • Поделитесь проблемой с теми, кому доверяете: родственники, друзья, старшие товарищи.

  • Игнорируйте единичный случай кибербуллинга.

  • Не мстите. Как уже говорилось, любой негатив бьет по самочувствию. Если ничего не можете предпринять, попытайтесь переключиться на что-то позитивное: посетите сайт с милыми картинками, посмейтесь над забавным видео, напишите близкому.

  • Когда вас начинают специально задевать за живое, скажите прямо, чтобы человек остановился.

  • Смейтесь. Попытайтесь обратить злой комментарий в шутку. Мысленно нарядите тролля в клоунский костюм, представьте, как смешно он кривляется, искусственно плачет или нелепо танцует, словно в цирке.

  • Сохраняйте доказательства: скриншоты сообщений, фотографии, видео.

  • Блокируйте тех, у кого плохая репутация в сети. Это можно сделать в настройках телефона, на специальных платформах. Закройте свой профиль, добавляйте в друзья только знакомых.

  • Если вас запугивают, вымогают деньги или угрожают жизни/здоровью, нужно обратиться в полицию.

  • Сообщайте о троллинге поставщику контента.

  • Если вы свидетель кибербуллинга, заступитесь за жертву, только не вовлекайтесь в деструктивный диалог. Пригласите своих друзей-единомышленников, вместе окажите позитивное давление на агрессора. Создайте отдельный чат, чтобы поддержать пострадавшего, обменяться опытом интернет-поведения.

Ресурсы, которые могут помочь

  • Журнал «Дети в информационном обществе».

  • Линия помощи «Дети Онлайн» — телефон: 8-800-25-000-15, звонить с 9:00 до 18:00 МСК, эл. почта: helpline@detionline.com.

  • Научные статьи Галины Солдатовой — доктора психологических наук, директора Фонда развития Интернет.

  • «Цифровая гигиена» — образовательный проект для обеспечения безопасности детей и подростков в интернет-пространстве.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Алёна Ярошевич

пишущий редактор

Теги:Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль