
Галанина Анна Андреевна
Тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности
Травля в интернете — предмет тревоги современного мира. Не молчите о проблеме — лучше обратите внимание родителей и педагогов на реальную угрозу.
В офлайн-пространстве распространены буллинг и моббинг. Сейчас расшифруем эти понятия.
Буллинг — насилие или издевательства со стороны одного или нескольких человек по отношению к кому-то одному (тому, кто не может себя защитить).
Моббинг — все то же самое, но этим словом чаще всего описывают травлю сотрудника целым коллективом на работе или травлю в армии.
Когда мы оказываемся в онлайн-пространстве, появляются и другие разновидности травли — кибербуллинг.
«Не стоит путать троллинг с буллингом. Если говорить официальным языком, троллинг — это виртуальная коммуникация с нарушением этики. Как он проявляется, тебе точно известно: агрессивное, издевательское и оскорбительное поведение, провокация с целью конфликта. Важное отличие троллинга от буллинга — он не системный (чаще всего он не повторяется) и не угрожает физической расправой».
У тебя, конечно, есть доступ в интернет. В сети тебя ничто не ограничивает, а значит, кибербуллинг может происходить 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. В нем может участвовать один агрессивный человек или целая группа агрессоров. Такая разновидность травли может происходить любым доступным способом: смс, видео, мессенджеры, социальные сети. Могут писать и оскорблять в личных сообщениях, следить, даже преследовать в группах, на которые ты подписан, угрожать, пытаться взломать личные страницы.
Важное отличие кибербуллинга от обычной школьной травли еще и в том, что в сети могут быть анонимы – ты никогда не узнаешь, кто скрывается по ту сторону экрана.
К тому же, в кибербуллинге существует феномен растормаживания: когда человек находится в условиях анонимности, то он может себе позволить то, что никогда бы не позволил делать открыто.
Запомни главные особенности кибербуллинга:
анонимность,
непрерывность,
свидетели кибербуллинга не ограничены и могут быть анонимны,
отсутствие обратной связи,
феномен растормаживания.
Ответь на несколько простых вопросов. Посчитай, сколько раз ты ответишь «да».
Сталкивался(лась) ли я с буллингом в интернете?
Видел(а) ли я, как буллят других в социальных сетях?
Мои близкие или знакомые рассказывали, что сталкивались с буллингом в интернете?
Если хотя бы один раз ты ответишь положительно, кибербуллинг ближе, чем кажется.
Виды кибербуллинга
Киберсталкинг — это интернет-преследование жертвы (могут быть сообщения, угрозы, звонки т.д.).
Сексинг — это рассылка или публикация фото- и видеоматериалов с полуобнаженными и обнаженными людьми.
Раскрытие секретов и мошенничество — распространение в сети личной и конфиденциальной информации, которая попадает туда без согласия жертвы.
Исключение — удаление из социальных групп.
Флейминг (от англ. flame – «пламя») – это кибербуллинг, который начинается с оскорблений и перерастает в быстрый обмен репликами (обычно на страницах в социальных сетях).
А вот киберсталкинг или киберхарассмент более характерны для взрослых.
Независимо от разновидности кибербуллинга, все виды интернет-травли объединены общей целью — ухудшение общего состояния жертвы или разрушение ее социальных отношений. Результаты опроса лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС показали, что из 300 московских школьников около 72% были участниками онлайн-травли в разных ролях.
В первую очередь родителям и педагогам стоит обратить внимание на следующие особенности и признаки, которые показывают, что ребенок ведет себя иначе:
Что происходит с его настроением?
Изменились ли его привычки?
Как часто он стал раздражаться?
Говорит ли он категорически о нежелании ходить в школу или посещать онлайн-занятия, ищет ли способы прогулять?
Снижается ли школьная успеваемость? (По любимым предметам).
Резко перестал посещать секции/кружки, куда нравилось ходить.
Стал резко реагировать на оповещение смартфона или компьютера.
Удалил свои страницы в социальных сетях или удалил много друзей.
Что с его физическим самочувствием?
Как ребенок засыпает и спит?
«Сложно дать какую-то четкую инструкцию о том, как нужно себя вести и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Ведь все случаи индивидуальны. Но мы можем поговорить об этом с разных сторон, и на основе этой информации ты сможешь сформировать собственную стратегию».
По данным многочисленных исследований, в роли киберагрессоров чаще всего выступают мальчики. Однако процентная разница между мальчиками и девочками не так велика. Кроме того, чем выше уровень образования родителей, тем ниже вероятность участия ребенка в совершении кибербуллинга.
Если попытаться составить более детальный психологический портрет киберагрессора, то можно выделить 4 типа:
1 тип — «Ангел мести». Чаще всего такими людьми оказываются те, кто сам становился жертвой буллинга в школе. Распространенные фразы, написанные от лица 1 типа, звучат примерно так: «Я просто высказываю свое мнение».
2 тип — «Жаждущий власти». Киберагрессор похож на традиционного преследователя со школьного двора, который хочет контроля, власти и авторитета, однако может быть меньше и слабее сверстников. Для него характерна ненормативная лексика и угрозы.
3 тип — «Противная девчонка». Здесь за ролью обидчика могут скрываться как мальчик, так и девочка. Такой тип агрессора занимается кибербуллингом ради развлечения, связанного с унижением других.
4 тип — «Неумышленные преследователи». Такие агрессоры включаются в кибербуллинг по инерции: вслед за полученными негативными сообщениями о ком-то, часто в результате косвенной травли, в которую их вовлекают как свидетелей и соучастников.
«Если разобраться в психологических портретах киберагрессоров и понять причину их поведения, можно увидеть закомплексованных людей, которым не хватает внимания и уверенности. Но, к сожалению, даже понимание проблемы не остановит это явление. К сожалению, людям, сидящим по ту сторону экрана, все равно, думаешь ты о них или нет. Они, скорее всего, продолжат делать то, к чему привыкли. И все-таки, понимание портрета киберагрессора полезно: жертва начинает вникать в реальные причины, видит, что проблема не в ней, а в самих агрессорах».
Присоединяйся к бесплатным программам профилактики агрессии и травли в школе «Каждый важен»!
Тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности
Тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности
Понравился материал? Расскажите другим