Категории детей с ОВЗ

Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения.

Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»

Нарушение зрения

  • незрячие и слабовидящие
  • органическое поражение зрительного анализатора
  • не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Восприятие   
  • нет полноты, целостности
  • осязательно-двигательное и двигательно-слуховое
 Мышление  
  • сужены понятия
  • нет целостности
  • не имеют обоснованных суждений и заключений
  • словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих
  • практически-действенное при действии с предметами
 Речь
  • медленное развитие 
  • несоответствие слов и образов
  • формализм
 Память  
  • быстрое забывание
  • ограниченный объем
  • медленное запоминание
  • плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная
  • разитая словесно-логическая
 Внимание  
  • преобладание нероизвольного
  • переключение на второстепенные объекты и рассеянность
  • утомляемость
  • низкий объем
  • хаотичность и отсутствие целенаправленности
 Движения  
  • трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков
  • снижена двигательная активность
  • нет точности и координации
  • двигательная расторможенность
 Поведение
  • отсутствие целеустремленности и сдержанности
  • суетливость
  • низкая дисциплина и неорганизованность
  • конфликтность
  • возможен невроз в виде неврастении

Нарушение слуха

  • глухие и слабослышащие

  • двустороннее нарушение слуховой функции

  • речевое общение затруднено или невозможно 

  • нарушен вестибулярный аппарат 

Восприятие  
  • доминирует зрительное 

  • развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов 
  • дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность 
Мышление  
  • снижены аналитические способности 
  • неумение выделять свойства и отношение объектов, их название 
  • наглядно-действенное 
Речь  
  • отсутствие внутренней речи
  • отсутствие речи при планировании 
  • нет логичности и последовательности
  • выделение не главного, а частностного 
Память  
  • хорошая наглядно- образная 
  • отсутствие слуховой 
Внимание  
  • отсутствие слухового внимания 
  • концентрация на губах говорящего 
  • устойчивость зависит видов деятельности 
  • трудность переключения  
Движения
  • плохая координация и неуверенность
  • медленное овладение двигательными навыками
  • трудность в сохранении статического и динамического равновесия 
  • не развита пространственная ориентировка
  • медлительность 
  • проблемы с мелкой моторикой 
  • нет согласованности и переключаемости 
Поведение  
  • ригидность, импульсивность, эгоцентричность 
  • аккуратность, трудолюбие    

Задержка психического развития (ЗПР)

  • замедлен темп формирования высших психических функций 
  • стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы 
  • интеллектуальная недостаточность
 Восприятие  
  • нет целостности и последовательность  
  • затруднения при новых ракурсах 
 Мышление  
  • снижена познавательная активность 
  • наглядно-действенное 
  • нарушены пространственные представления 
  • преобладание анализа
  • инертность и регидность 
  • смещение с главного на частности 
 Речь
  • бессвязность, нет логики, ясности 
  • бедность лексики 
 Память  
  • низкий объем и скорость 
  • преобладание наглядной 
  • непродуктивность непроизвольная 
  • нарушена механическая 
 Внимание  
  • неустойчивость и отвлекаемость
  • сниженная концентрация 
  • трудность переключения и распределения
 Движения  
  • замедленное развитии 
  • нечеткость и нарушение регуляции 
 Поведение  
  • импульсивность и резкая расторможенность
  • плаксивость 
  • негативизм 
  • агрессивность 

Нарушение интеллектуального развития

  • умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность дебильность) 
  • органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития 
 Восприятие  
  • искажение образов 
  • отсутствие перестройки 
  • нет осмысленности, целостности, избирательности 
  • поверхностность
 Мышление  
  • вялость процессов 
  • нет обобщений, сравнений, оценки
  • снижено наглядно-действенное, наглядно-оборазное словесно-логическое 
  • анализ беден и фрагментарен 
  • отсутствие внутренних взаимосвязей 
 Речь  
  • неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны 
  • задержка понимания речи 
  • дефицит слов 
  • трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании    
 Память  
  • слабая, 
  • лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию  
 Внимание  
  • низкая устойчивость
  • трудность распределения и замедленность переключения
  • быстрая отвлекаемость  
 Движения  
  • затруднена пространственная ориетровка 
  • задержка формирования двигательных навыков 
  • низкая двигательная активность 
  • нет точности и координации
  • двигательная расторможенность 
 Поведение  
  • безынициативность, неумение самостоятельно действовать
  • импульсивность
  • повышенная возбудимость
  • подчиненность 
  • слабость собственных намерений 
  • стереотипность 
  • сниженная самооценка 
  • деструктивность   

Тяжелые нарушения речи

  • нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи,    неспособность к ее усвоению, ,дислексия – трудность овладения чтением; заикание) 
  • разные психофизические отклонения 
 Восприятие   
  • нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического 
  • трудность восприятия при усложненных условиях 
  • снижена целостность 
  • поверхностность 
 Мышление  
  • отставание словесно-логического 
  • трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения        
 Речь  
  •  отсутствие речи или невнятность
  • неправильность произношения звуков 
  • расхождение между звуком произносимого слова и его образом 
 Память  
  • снижена вербальная 
  • сохранена логическая и смысловая 
  • низкая продуктивность
 Внимание  
  • неустойчивость 
  • ограниченность в распределении  
 Движения  
  • нет координации и ловкости 
  • медлительность 
  • нарушения тонкой и мелкой моторики
 Поведение  
  • заниженная или неадекватно завышенная самооценка 
  • раздражительность и обидчивость
  • смена интересов

Нарушения опорно-двигательного аппарата

  • ДЦП и поражение спинного мозга
  • органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений

 Восприятие
  •  трудность восприятия формы и объема 

 Мышление  
  • сложность с абстрактными и прстранственно-временными понятиями 
  • замедленность 
 Речь  
  • нарушена артикуляция 
  • искажение фонетического произношение звуков или их замена
  • нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки 
  • медленное увеличение лексики
  • недоразвитие устной речи 
 Память  
  • слабая образная 
  • хорошая механическая 
  • трудность опосредованного запоминания 
 Внимание
  •  плохая сосредоточенностьи концентрация 

 Движения  
  • патология перераспределения мышечного тонуса 
  • снижение силы мышц 
  • нарушение взаимодействия между категориями мышц 
  • движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему 
 Поведение  
  • повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия 
  • чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам 
  • инфантилизм и эгоцентричность
  • неподчинение требованиям коллектива 

Расстройство поведения и общения

  • разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков
 Восприятие  
  • дезорганизовано
  • фрагментарно, нет целостности СДВГ
  • неполная обработка входящей информации 
 Мышление  
  • не понимают подтекста
  • осмысление с одного ракурса 
  • трудности обобщения и абстрагирования СДВГ
  • цикличность:периоды активности и восстановления 
  • при восстановлении перестают осмысливать информацию 
 Речь  
  • иногда не понимают значение 
  • богатая лексика, но мало используется 
  • затруднения с диалогами 
  • повторяют только что сказанное другим («эхолалия») 
  • говорят, не слушая других СДВГ 
  • задержка развития 
  • недостаточная артикуляция 
  • замедление или ускорение речи 
 Память  
  • мехническое запоминание СДВГ 
  • снижена
  • забывание информации в период восстановления 
 Внимание  
  • развитое непроизвольное и минимум произвольного 
  • лучше воспринимают обращение к другим 
  • замедленность 
  •  нет концентрации СДВГ 
  • нет концентрации 
  • легко отвлекаются      
 Движение  
  • трудности ориентации в пространстве и с равновесием 
  • нет согласованности движений двух строн тела 
  • непроизволные движения СДВГ 
  • нарушение тонкой и мелкой моторики 
  • низкая координация и неуклюжесть        
 Поведение  
  • стереотипность 
  •  избегание контактов 
  • отрешенность от мира 
  • закрытость 
  • агрессивность СДВГ 
  • говорливость и суетливость 
  • конфликтность 
  • негативизм 
  • низкая самооценка  

Комплексное нарушение развития

При комплексном нарушении развития наблюдается сочетание двух или более первичных нарушений.

Формы обучения детей с особыми образовательными потребностями

Все категории детей с ОВЗ - это дети с  особыми образовательными потребностями. Рассмотрим потребности, смещающие акцент с недостатков детей, их нарушений и отклонений к концентрации на особые условия и средства образования.

  • Содержание образования: потребность во введении специальных разделов обучения
  • Создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств и «пошагового» обучения
  • Время начала образования: потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения
  • Особая организация обучения: потребность в индивидуализации обучения и создании особой образовательной среды
  • Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы
  • Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие: потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и включение родителей в процесс образования.

Эти потребности реализуют инклюзивные школы, домашнее обучение,  специальные общеобразовательные  школы коррекции 8 видов. Они рассчитаны на следующие категории детей с ограниченными возможностями:

I вид: для  слабослышащих и глухих.

II вид: для глухонемых

III-IV вид: для слепых и слабовидящих

V вид: при нарушениях речи, в том числе заикании

VI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы)

VII вид: при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ЗПР

VIII вид: при умственной отсталость. (По окончании выдается справка).

Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества. Приходит новое понимание их прав и  ответственности за реализацию потребностей.

Материалы для скачивания

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Классификация детей с ОВЗ (таблица).docx

    Формат .DOCX

    45.3 Кб

    Скачать
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Лариса Новицкая

Психолог, коуч ICU

Теги:Инклюзивное образование,Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль