Классификация детей с ОВЗ (таблица).docx
- Психология и педагогика
- Начальное общее образование
- Основное общее образование
- Среднее общее образование
- Психология и педагогика
- 10 класс
- 11 класс
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 15 августа 2018
- 123716
- 12 мин
Категории детей с ОВЗ
Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения.
Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»
Нарушение зрения
- незрячие и слабовидящие
- органическое поражение зрительного анализатора
- не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движения |
|
Поведение |
|
Нарушение слуха
глухие и слабослышащие
двустороннее нарушение слуховой функции
речевое общение затруднено или невозможно
нарушен вестибулярный аппарат
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движения |
|
Поведение |
|
Задержка психического развития (ЗПР)
- замедлен темп формирования высших психических функций
- стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы
- интеллектуальная недостаточность
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движения |
|
Поведение |
|
Нарушение интеллектуального развития
- умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность дебильность)
- органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движения |
|
Поведение |
|
Тяжелые нарушения речи
- нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, ,дислексия – трудность овладения чтением; заикание)
- разные психофизические отклонения
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движения |
|
Поведение |
|
Нарушения опорно-двигательного аппарата
- ДЦП и поражение спинного мозга
- органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движения |
|
Поведение |
|
Расстройство поведения и общения
- разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков
Восприятие |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Память |
|
Внимание |
|
Движение |
|
Поведение |
|
Комплексное нарушение развития
При комплексном нарушении развития наблюдается сочетание двух или более первичных нарушений.
Формы обучения детей с особыми образовательными потребностями
Все категории детей с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим потребности, смещающие акцент с недостатков детей, их нарушений и отклонений к концентрации на особые условия и средства образования.
- Содержание образования: потребность во введении специальных разделов обучения
- Создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств и «пошагового» обучения
- Время начала образования: потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения
- Особая организация обучения: потребность в индивидуализации обучения и создании особой образовательной среды
- Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы
- Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие: потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и включение родителей в процесс образования.
Эти потребности реализуют инклюзивные школы, домашнее обучение, специальные общеобразовательные школы коррекции 8 видов. Они рассчитаны на следующие категории детей с ограниченными возможностями:
I вид: для слабослышащих и глухих.
II вид: для глухонемых
III-IV вид: для слепых и слабовидящих
V вид: при нарушениях речи, в том числе заикании
VI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы)
VII вид: при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ЗПР
VIII вид: при умственной отсталость. (По окончании выдается справка).
Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества. Приходит новое понимание их прав и ответственности за реализацию потребностей.
Материалы для скачивания

Лариса Новицкая
Психолог, коуч ICU
Понравился материал? Расскажите другим