Пример: Мини-викторина. Решите задачи, которые придумали лингвисты М.А.Кронгауз, И.Б.Иткин, И.С.Рубанов для олимпиады по русскому языку.
1) Заглавные буквы В, М, Р, Н, Т, К есть и латинском, и в русском алфавите. Однако только три из них обозначают совпадающие согласные звуки. Какие это буквы?
А) М, Т, К
Б) В, М, Р
В) М, Р, К
Г) Р, Н, К
Д) Н, Т, К
2) Какое по счету место в русском алфавите занимает последняя из согласных букв?
А) 24-е
Б) 26-е
В) 27-е
Г) 29-е
Д) 30-е
3) Из каких пяти идущих подряд букв русского алфавита можно, записав их в другом порядке, составить какое-нибудь пятибуквенное русское слово?
А) рстуф
Б) опрст
В) клмно
Г)гдеёж
Д) абвгд
4) Даны буквы русского алфавита: Й, Ё, Ь, Ъ. Какое из следующих утверждений верно?
А) Ни одна из эти букв не может писаться после любой из трех других
Б) Ни одна из этих букв не встречается в начале слова
В) Ни одна из этих букв не может писаться удвоенно
Г) Ни одна из этих букв не встречается перед буквой О
Д) Ни одно из утверждений 1-3 не верно
6. Творческие задания, проекты, требующие основательной подготовки, развивают фантазию и изобретательность. К таким заданиям относится сочинительство, рифмование. Для того, чтобы тема сочинения оказалась интересной каждому ученику — сделайте ее небанальной, неординарной, неожиданной.
Пример: Сочините сказку, в которой оживает какая-либо единица языка: например, твердый знак, гласные и согласные звуки, корень и приставка. Наделите эти явления характерами, расскажите об их взаимоотношениях. У кого сказка получится интереснее?
7. Игры по ролям развивают творческие способности, воображение. Такие задания считаются самыми любимыми у школьников, дети любят принимать участие в инсценировках, постановках и спектаклях.
Пример: Ролевой диалог. Каждому игроку выдается карточка с обозначением черты характера или состояния человека: гордость, зависть, доброта, лживость, правдолюбие, смирение, испуг, радость, уныние и т.п. Выбирается тема, например — «зима». Игроки по очереди высказывают свое мнение о предмете, исходя из своей роли. Так, гордый скажет, что в его селе или городе зима лучше, чем где бы то ни было, и постарается обосновать свое мнение. Завистливый скажет: вам-то хорошо, у вас зима лучше, чем у нас, и тоже приведет доказательства. Тот, кто не сумел убедительно сыграть свою роль, выбывает из игры.
Правила проведения игр в классе. Памятка учителю
Настройте класс на игру
Научитесь проводить игры (педагог сам должен быть настроен на творчество)
Ведите игру тактично
Следите за оптимальным сочетанием занимательности и обучения
Эмоциональный подъем, возникший в ходе игры, направляйте на решение дидактических задач
Игра должна быть добровольной, понятной
Правила игры должны быть простые
После игры необходимо подвести итоги