Развитие компетенций учителя математики основной и средней школы

Как использование современных пособий по математике помогут педагогу выполнять новые требования.

Почему важно ориентироваться на развитие компетенций

Профессиональный стандарт педагога — это:

  • инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире,

  • инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень,

  • объективный измеритель квалификации педагога,

  • средство отбора педагогических кадров в образовательные учреждения,

  • основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

В стандарте прописан широкий перечень компетенций учителя — как общих, так и специальных для разных предметов — которые будут вынесены на контроль. Список трудовых функций включает в себя трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Срок переподготовки, переаттестации работников образования − 2017-2020 годы.

Развитие ИКТ-компетентностей

В числе необходимых общепедагогических умений обозначено владение ИКТ-компетентностями, что по-прежнему является новым для многих учителей. Отмечены виды:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность,

  • общепедагогическая ИКТ-компетентность,

  • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Развить это умение помогает использование цифровых образовательных ресурсов. В частности, электронных форм учебников (ЭОР) — цифровых аналогов бумажных изданий, дополненных мультимедийными и интерактивными компонентами.

Компетенции учителя в образовательном процессе

Содержание современных учебно-методических комплектов предусматривает разнообразие форм деятельности, и они соответствуют компетенциям, прописанным в стандарте.

Линия УМК Г.К. Муравина, К.С. Муравина, О.В. Муравиной. Алгебра и начала математического анализа (10-11 классы, базовый уровень)

Линия УМК Г. К. Муравина. Алгебра и начала математического анализа (10-11 классы, углубленный уровень)

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Углубленный уровень. УчебникМуравин Г.К.,Муравина О.В.
Учебник входит в УМК по математике для 10-11 классов, изучающих предмет на базовом уровне. Теоретический материал разделен на обязательный и дополнительный, система заданий дифференцирована по уровню сложности, каждый пункт главы завершается контрольными вопросами и заданиями, а каждая глава - домашней контрольной работой. В учебник включены темы проектов и сделаны ссылки на интернет-ресурсы.

Трудовые действия, которые выполняются посредством представленных УМК:

  • Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

  • Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно.

  • Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).

Часть заданий в учебниках предусматривает работу с калькулятором и работу с компьютерными программами. Они отмечены соответствующими значками. Также в учебниках описано, как и для чего нужно применение ИКТ-технологий.

  • Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

  • Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.

Авторы пособий учли проектную деятельность и представили темы для нее. Например: «Зарождение алгебры», «Математика — язык природы» (7 класс), «Блез Паскаль и его треугольник», «История появления квадратных корней» (8 класс), «Статический эксперимент в школе», «Математика в моей будущей профессии» (9 класс).

  • Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов.

В теоретическую часть учебников и рабочих тетрадей включено повторение основного материала, необходимого для дальнейшего изучения предмета, что помогает наверстать упущенное. Например: правила порядка выполнения действий в выражениях (5 класс), правила сравнения натуральных чисел, десятичных дробей, целых чисел, обыкновенных дробей (9 класс) и др.

  • Формирование универсальных учебных действий.

  • Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например — вычисления).

  • Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.

  • Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример.

Разнообразные задания помогают учителю работать не только с предметными знаниями ученика, но и с метапредметными навыками. В процессе выполнения таких задач как «Найди правильное утверждение», «Сформулируй правило», «Подбери пример, опровергающий утверждение», «Заполни пропуски в предложениях», ученик осваивает универсальные действия. Многие задания предусматривают проработку алгоритмов.

  • Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения).

  • Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.

  • Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.

В методических пособиях к учебникам авторы предлагают опросы (с ответами), темы для учебных диалогов, задачи для фронтального разбора (разных уровней сложности) и другие рекомендации. В рабочих тетрадях предусмотрены вопросы для самооценки.

Таким образом, в процессе использования учебников, учитель следует образовательным стандартам и развивает собственные компетентности, актуальные в нынешней системе преподавания.

Математика. Алгебра. 8 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. Часть 1Крайнева Л.Б., Миндюк Н.Г., Шлыкова И.С.
Учебное пособие является частью учебно-методического комплекта «Математика. Алгебра. 8 класс. Базовый уровень» Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и др., подготовленного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31.05.2021. Рабочая тетрадь содержит разнообразные упражнения на закрепление пройденного материала. Пособие предоставляет широкие возможности для организации работы обучающихся в классе и дома

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Алгебра,Внеурочная деятельность,Геометрия,Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль